На форуме «Сообщество» обсудили механизмы развития системы высшего образования при подготовке инженерных специальностей
Эксперты и участники дискуссии «Подготовка нового поколения комплексных инженеров», которая прошла в ходе итогового форума ОП РФ «Сообщество» 2 ноября, представили инициативы и проекты в области развития высшего образования, направленные на подготовку специалистов нового поколения, обладающих фундаментальными знаниями и практическим опытом, цифровыми компетенциями, критическим и абстрактным мышлением, адаптированные к решению реальных задач высокотехнологичных отраслей.
Открывая секцию, председатель Комиссии ОП РФ по развитию высшего образования и науки Михаил Погосян отметил, что в настоящее время реализуются новые подходы по формированию национальной системы высшего образования, внедряются успешные практики взаимодействия технических вузов и отраслевых предприятий, происходит развитие системы целевой подготовки кадров для промышленности через механизм сетевых образовательных программ.
«Сегодня перед системой технического образования поставлены новые задачи и вызовы, об этом было сказано на последнем совещании под руководством председателя Правительства РФ. Мы видим тенденции, возникающие в нашем обществе, направленные на повышение подготовки технических специалистов. Главный тренд заключается в том, что мы должны перейти от технологического суверенитета к задачам технологического лидерства. Утверждены нацпроекты в различных сферах, в том числе и в образовании, чтобы достичь технологического лидерства предъявляются большие требования к системе подготовки кадров, уровню взаимодействия между индустрией и университетами, вовлеченности студентов и молодых людей в реализацию этих задач, а также вовлеченности преподавателей», — сказал он.
По мнению общественника, необходимо организовать прохождение практики преподавателями высшей школы на индустриальных заведениях и создавать условия для непрерывного повышения квалификации с учетом современным тенденций. Он предложил сделать это обязательным элементом подготовки специалистов в рамках обновления образовательных программ.
Михаил Погосян рассказал о пилотном проекте по совершенствованию системы высшего образования, реализуемом на базе Московского авиационного института (МАИ), в рамках которого внедрена модульная структура образовательных программ, налажено плотное взаимодействие с предприятиями, в университете с первого курса происходит преподавание узкоспециализированных дисциплин, позволяющих готовить студентов под конкретные запросы индустрии. Также он отметил эффективность внедрения сетевых образовательных программ, позволяющих сократить разрыв в системе подготовки кадров в ведущих и региональных вузах, создавая единый подход к подготовке инженеров по всей стране.
«Необходимо формирование глубокого стратегического кадрового прогноза на горизонт планирования четырех — шести лет для закрытия потребностей в инженерах с высоким уровнем подготовки, которые смогут стать лидерами изменений. Важно готовить не только линейных, но и комплексных специалистов, которые будут работать по новым направлениям, например беспилотным авиационным системам, искусственному интеллекту», — отметил председатель комиссии ОП РФ.
Общественник считает, что подготовка кадров не должна ограничиваться только выпускниками вузов, которые вольются в индустрию в течение нескольких лет, без существенного повышения квалификации преподавательского состава, без цифрового описания продукта не удастся сформировать новую образовательную систему.
Взгляд на ситуацию с позиции регионального технического вуза представила член Комиссии ОП РФ по развитию высшего образования и науки, первый проректор Тамбовского государственного технического университета (ТГТУ) Наталия Молоткова: «Важно готовить специалистов со взглядом не на завтрашний день, а на несколько лет вперед. Мы понимаем нашу ответственность, так как готовим инженерные кадры для всего региона. Сегодня среди приоритетов инженерного образования можно выделить такие аспекты, как интеграция образования, науки и производства, поддержка технологического предпринимательства, производственная практика, ранняя профориентация, привлечение к учебному процессу ведущих специалистов производства».
Про инженерные кадры для ракетно-космической отрасли и освоении дальнего космоса рассказал заместитель генерального директора по персоналу и социальной политике ПАО «РКК “Энергия” имени С.П. Королева» Алексей Акимов.
«В рамках совместного проекта с МАИ наше предприятие наполняет профильными дисциплинами образовательную программу, внедряет теоретические и практические курсы, ориентированные на специфику организации последовательно от первого до выпускного года обучения, предоставляет возможность защиты диплома непосредственно на предприятии с последующим трудоустройством. В результате удается привлекать студентов и молодых специалистов, нацеленных на работу в ракетно-космической отрасли, реализовать гибкий учебный план с поэтапным углублением в специализацию. Синхронизация академической и практической подготовки, соответствие образования потребностям предприятия и ранняя профессиональная адаптация — все это в совокупности дает позитивные результаты», — заверил он.
О проблемных аспектах, связанных с работой преподавательского состава высшей школы, рассказала научный руководитель Агентства поддержки государственных инициатив Ольга Коровина. Она отметила низкий уровень компетенций педагогов начальных курсов университета, преподающих нетехнические дисциплины. Эксперт обратила внимание на сложности, возникающие при прохождении производственной практики вне стен образовательного учреждения, и существующих пробелах в законодательстве, связанных с этим.
Ведущий эксперт института фундаментальных проблем социогуманитарных наук НИЯУ «МИФИ» Яков Якубович в своем выступлении отметил важность изучения гуманитарных и естественно-научных дисциплин для полного всестороннего развития личности и закладывание правильного ценностного фундамента, патриотизма и идеологии.
Подводя итоги встречи, Михаил Погосян отметил, что в России всего 157 вузов, где процентное соотношение всех обучающихся и студентов с инженерной подготовки составляет более 50 процентов, и только 26 вузов имеют объем научно-исследовательских работ более одного миллиарда рублей.
«По мере развития гражданской авиации и обучении специалистов потребуется большое количество специалистов по эксплуатации. Реагируя на вызовы и прогнозы перед индустрии, надо трансформировать образовательную модель. Должны быть ведущие вузы, которые будут формировать повестку образования с точки зрения реализации технологического лидерства. Нам важно развивать нашу науку, двигать прогресс вперед, вкладывать финансирование в научно-исследовательскую деятельность. Важно находить баланс между фундаментальными знания и современными технологическими требованиями, которые сегодня внедряются. Необходимо выстраивать систему образования на решение реальных задач, которые сегодня стоят перед нашей экономикой», — заключил он.
Тема форума — «Россия-2030: общественные инициативы для нового времени».
На площадке форума состоялось пленарное заседание Общественной палаты. На нем члены ОП РФ представили проект Доклада о состоянии гражданского общества за 2024 год. Ознакомиться с текстом проекта доклада можно — по ссылке.
Отправить свои замечания и предложения по доработке документа можно, заполнив электронную форму.
Форум «Сообщество» в соцсети «ВКонтакте».
Следите также за новостями в официальном телеграм-канале ОП РФ.
В 2024 году региональные форумы «Сообщество» прошли в Иркутске, Калуге и Магасе.