Транспортная связность Северного Кавказа: как модернизировать инфраструктуру?

Участники форума «Сообщество» обсудили проблемы и перспективы развития пассажирского транспорта в регионе

Торговые караваны с Востока, из Азии, шли по Великому шелковому пути, который проходил по территории Северо-Кавказского федерального округа. Теперь это привлекательный маршрут для туристов, и вопросы развития транспортной доступности и модернизации инфраструктуры Северного Кавказа являются одними из приоритетных для правительства, учитывая географические и климатические особенности этой зоны. Предложения по развитию пассажирского транспорта в регионе и повышению мобильности населения рассмотрели эксперты круглого стола «Северный Кавказ как глобальный перекресток: транспортная связность и услуги для пассажиров», который прошел 22 августа в рамках регионального форума ОП РФ «Сообщество» в Ингушетии.

Открывая мероприятие, председатель Комиссии ОП РФ по территориальному развитию, городской среде и инфраструктуре Андрей Максимов напомнил, что накануне общественники совместно с представителями республиканской власти провели общественный мониторинг пассажирского транспорта в Назрани и Сунже. По его мнению, регионы СКФО имеют большой потенциал и потребность в развитии именно этого направления экономики.

«Мы традиционно проводим проверки общественного транспорта, услуг для пассажиров, связанность территорий в каждом регионе, где проходят форумы “Сообщество”, по результатам этих проверок организуется круглый стол. Наша позиция заключается в том, что каждый клочок нашей большой страны должен быть связан с другими ее частями, чтобы государство функционировало как единый механизм в едином пространстве. Для этого очень важна развитая и удобная транспортная система», — считает он.

По словам члена ОП РФ, рассматривая транспортное сообщение, необходимо говорить не только об Ингушетии или Северном Кавказе, но и о коммуникации с соседними странами, с которыми у России тесные экономические и политические связи.

«Северный Кавказ имеет свои особенности, геополитическое и экономическое значение для нашей страны. Однако внутри регионы зачастую имеют связанность только одним видом транспорта — автомобилем, использование которого осложняется горными перевалами и хребтами. Территория является путем, соединяющим Европу и Азию, но сегодня этот переход не отвечает современным потребностям. Считаю, что надо выстраивать эффективное авиасообщения с Ближним Востоком и Центральной Азией. Необходимо открытие прямых рейсов по этим направлениям. Развитие транспортной доступности повысит величие нашей страны в глазах соседей», — уверен Андрей Максимов.

Вопросы развития транспортной инфраструктуры на Северном Кавказе необходимо решать на федеральном уровне, считает заместитель председателя Общественного совета при Минтрансе России Илья Зотов.

«Согласно статистике, рождаемость в СКФО в пять раз превышает смертность, а это значит, что пассажиропоток возрастает из года в год. При этом инфраструктура не догоняет взрывной рост численности населения. Считаю, что инфраструктура должна создаваться с опережением. В этой части сейчас активно развивается авиадоступность, строятся новые аэропорты и терминалы, авиаузлы постепенно разгружаются. Важно развивать маршрутную сеть и вертолетное сообщение в формате пассажирских перевозок. Это позволит гражданам быстро и удобно добираться из одного города в другой по территории Северного Кавказа», — отметил член ОС при Минтрансе России.

По его словам, железнодорожное сообщение на Кавказе должно создаваться за счет федерального бюджета. Он отметил, что этот вопрос будет взят на контроль, так как необходимо восстановить дорогу из Ингушетии в Чечню, и здесь нужна поддержка государства.

Илья Зотов подчеркнул важность организации межведомственной работы по приведению автовокзалов в качественное состояние: «Требуется модернизация инфраструктуры, налаживание досмотровых мероприятий, а также доведение федеральных средств для обновления подвижного состава, до конца года все транспортные средства должны быть у региона».

Андрей Максимов отметил необходимость формирования системы субсидирования стоимости билетов для местных жителей и выделения квоты на льготные билеты для определенных категорий граждан.

«Люди, проживающиеся внутри региона, должны иметь возможность купить себе доступные билеты, сейчас стоимость перелета превышает поездку из Москвы на Дальний Восток. Есть механизм и опыт других регионов, его надо применять», — сказал он.

Высокую плотность транспортной инфраструктуры для небольшой территории отметил заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Кирилл Янков. Он добавил, что почти каждая республика СКФО имеет свой аэропорт и действующие пассажирские линии. Необходимо учитывать высокую их загруженность особенно в туристические сезоны, считает эксперт.

Он предложил развивать альтернативные виды транспортной сети: паромный путь по Каспийскому морю из Дагестана в Иран, железнодорожное сообщение между Сочи и Карачаево-Черкесией, строительство подземного фуникулера в аэропорту Кавказские Минеральные Воды в сторону железнодорожного вокзала.

Заместитель министра промышленности и цифрового развития Республики Ингушетии Шарифа Барахоева отметила, что развитие транспортной инфраструктуры является одним из приоритетных направлений в экономике Ингушетии.

«Последние годы проводится модернизация и строительство автомобильных магистралей и горных дорог. В прошлом году мы смогли закупить более 70 единиц автотехники благодаря федеральной поддержке, но это не перекрывает потребность региона. Со своей стороны мы готовы к диалогу и реализуем работу по выстраиванию транспортного сообщения между Ингушетией и Чечней», — сообщила она.

Подводя итоги круглого стола, эксперты отметили, что на территории Северного Кавказа необходимо строить и развивать транспортные хабы и автовокзалы не только как социальные объекты за счет государственных средств, но и включать в этот процесс бизнес. Соединение транспорта и торговли позволит более эффективно и экономически выгодно создавать условия для инвестиционного развития региона. Все озвученные предложения и комментарии будут переданы на рассмотрение в заинтересованные федеральные ведомства.

 

 

Тема форума «Сообщество» в Магасе — «Величие России: сохранение наследия и многовековых традиций».

Регистрация участников

Программа форума, описание мероприятий, состав спикеров опубликованы на официальном сайте форума «Сообщество».

Для аккредитации СМИ необходимо отправить заявку на адрес электронной почты пресс-службы Общественной палаты РФ: press@oprf-media.ru.

Форум «Сообщество» в соцсети «ВКонтакте».

Следите также за новостями в официальном телеграм-канале ОП РФ.

В 2024 году первый региональный форум «Сообщество» прошел в Иркутске, второй — в Калуге. Итоговый форум «Сообщество» состоится в Москве в начале ноября.

Форум «Сообщество» ежегодно проводится Общественной палатой РФ начиная с 2015 года. Это открытая рабочая площадка для гражданских активистов, представителей НКО и просто неравнодушных людей, готовых заниматься социально ориентированной работой.

Задача форума — выявить лучшие региональные и федеральные практики гражданской активности, объединить единомышленников, придать импульс развитию гражданского общества в регионах.