Роль общественных проверок в решении проблем социальной сферы обсудили на форуме «Сообщество» в Москве
Общественный контроль социальной сферы — быстро развивающийся институт гражданского общества. Посещая учреждения, общественники выявляют недостатки, которые мешают гражданам получать качественные социальные услуги, и вместе с администрациями и органами власти приходят к решениям по их устранению. Успешные практики выстраивания взаимодействия между властью, общественностью и экспертным сообществом в сфере общественного контроля социальной сферы представили 31 октября в национальном центре «Россия». Дискуссия прошла в рамках форума Общественной палаты РФ «Сообщество» в Москве.
О федеральном проекте «ЗдравКонтроль», реализуемом при поддержке Общественной палаты России, рассказал его руководитель, заместитель председателя Комиссии ОП РФ по общественному контролю и работе с обращениями граждан, член ОП Московской области Евгений Мартынов. Проект, пояснил он, представляет собой систему медицинских чатов в «Телеграме», в которых команда врачей из разных медорганизаций отвечает на вопросы и жалобы пациентов. Всего действует 295 чатов в 58 регионах. Проект повышает правовую грамотность пациентского сообщества, защищает права врачей, проводит соцопросы среди пользователей для получения обратной связи.
Отдельный федеральный чат посвящен медико-психологической помощи семьям и участникам специальной военной операции и реализуется совместно с Комитетом семей воинов Отечества. В рамках проекта также действует канал «Оптимус Медикус», направленный на снижение конфликтных ситуаций между врачом и пациентом. За время своего существования «ЗдравКонтроль» стал полноценной социальной экосистемой, куда интегрированы лучшие практики взаимодействия с пациентским и врачебным сообществами, добавил член ОП РФ.
«Нам также важно не только получить обращение и ответить на него, но и выявить системные проблемы, которые решаются через предложения законодательных инициатив, в рамках экспертных обсуждений», — сообщил спикер.
Еще одной прорывной инициативой, по словам Евгения Мартынова, стал Всероссийский проект «Школа общественного контроля», в которой обучаются на общественных инспекторов студенты с активной гражданской позицией из 89 вузов страны. Задача проекта — сформировать единое устойчивое сообщество молодых лидеров и социальных архитекторов. Пройдя теоретический модуль школы, ребята принимают участие в мероприятиях общественного контроля региональных ОП по выбранным им направлениям общественной деятельности — от образования до ЖКХ, рассказал член ОП РФ.
Говоря о развитии общественного контроля в целом, Евгений Мартынов напомнил, что в 2024 году профильная комиссия ОП РФ инициировала подготовку методических рекомендаций для общественных инспекторов, в которых в том числе подчеркивается, что суть проверок не в наказании за выявленные проблемы, а в партнерских отношениях с проверяемыми организациями и органами власти.
О роли пациентских организаций в защите прав пациентов рассказал сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев. По его словам, одна из задач пациентских организаций — тесное взаимодействие с органами власти и администрациями лечебных учреждений. Этот диалог, по мнению спикера, тоже является общественным контролем, поскольку организации имеют право мониторить доступность и качество медицинской помощи, проводить обсуждение законодательных инициатив и существующей нормативной базы. Он также выделил деятельность советов общественных организаций по защите прав пациентов, которые существуют в виде консультативных экспертных органов на федеральном и региональном уровне.
«Это площадка для взаимодействия пациентского сообщества и органов власти в обсуждении проблем и путей их решения. Такой диалог важен для пациентов, врачей и органов власти», — заметил Юрий Жулев, добавив, что одним из примеров успешности такого взаимодействия стало возвращение механизма отсроченного обслуживания рецептов.
Каких успехов добились в развитии доступной среды общественники Бурятии, сообщила член Комиссии ОП РФ по общественному контролю и работе с обращениями граждан Светлана Хабаркова. Сегодня забота о маломобильных группах граждан прослеживается в различных учреждениях, транспорте, городской инфраструктуре, уточнила она.
«Мы добились хороших успехов по созданию доступной среды. Был реализован проект, поддержанный Фондом президентских грантов, благодаря которому музеи и театры стали доступнее. О доступной среде позаботились также в дацанах, медучреждениях. На тротуарах выделены зоны для маломобильных групп граждан, организованы парковки», — поделилась спикер.
На ошибки при организации доступной среды указала член Комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Ирина Яковенко. По ее мнению, люди с ограниченными возможностями здоровья должны быть подключены к общественном контролю и общественной работе: «Не всегда человек, который хочет сделать среду доступной, понимает суть проблем. Вовлечение жителей с ОВЗ в создание комфортной среды обязательно, потому что доступность невозможна без учета потребностей всех категорий граждан — не только колясочников, но и людей с нарушенными слухом, зрением».
Член ОП РФ привела целый ряд примеров, когда доступная среда вроде бы организована, но пользоваться ей либо неудобно, либо вообще невозможно. Например, невозможно пользоваться удобствами в номерах отелей, оборудованных для колясочников, — стандартный номер оказывается удобнее. Тактильную плитку выкладывают так, что она становится абсолютно бесполезной для людей с нарушениями зрениями. Таблички со шрифтом Брайля нанесены на прямо на транспорт. «Кто будет трогать грязный и пыльный автобус?» — задается вопросом Ирина Яковенко.
Тему общественного контроля в местах принудительного содержания затронул заместитель председателя ОП Московской области Сергей Леонов. Он рассказал, что общественная наблюдательная комиссия Московской области реализует проект, направленный на бесшовное трудовое и бытовое устройство осужденных женщин. Задача — помочь отбывшим наказание женщинам по освобождению избежать рецидивов. Основным партнером проекта является крупнейший работодатель Московской области «Мострансавто», который имеет разветвленную сеть филиалов по всей Московской области с общежитиями для проживания.
«Мы приглашаем представителей отдела кадров, которые проводят полноценное собеседование. Собеседование успешно проходят 95 процентов наших девушек — это значит, что они уже точно знают, где будут работать и жить. Это дает им уверенность в будущем, и они совершенно по-другому начинают вести себя в колонии», — поделился практикой общественник.
Как общественный контроль помогает усовершенствовать организацию школьного питания, рассказала первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Светлана Казаченок. Когда Президент обратил внимание на обеспечение школьников горячим питанием, Общественная палата взяла на себя функцию общественного контроля за его качеством, напомнила спикер. По ее словам, одним из главных вопросов, который предстояло решить, касался финансирования.
«Общественная палата России проработала вопрос привлечения частного капитала. За пять лет мы добились изменений в законодательство об офсетных контрактах, поскольку ранее эти контракты запрещали тратить деньги на приобретение оборудования в школьных столовых и ремонт помещений», — обратила внимание спикер.
Светлана Казаченок также заметила, что школьное питание — это не только про безопасность и качество, но и про формирование правильных пищевых привычек и культуры питания: «Важно, чтобы питание было разнообразным, и мы добились организации двенадцатидневного меню, чтобы блюда не повторялись каждый день».
Государственная итоговая аттестация тоже должна находиться в сфере внимания общественного контроля, убежден член Комиссии ОП РФ по просвещению и воспитанию Сергей Гоман. Для многих школьников итоговые экзамены становятся серьезной нагрузкой, которая в том числе вызывает соматические заболевания, пояснил он: «Мы это видим и фиксируем и поэтому важно в обществе формировать правильное ценностное отношение к этой процедуре».
Член Комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов Евгений Машаров рассказал, что проводит на площадке ОП РФ прием граждан, пострадавших от телефонного мошенничества, его заключения как специалиста лежат в основе привлечения мошенников к уголовной ответственности. Он также обратил внимание молодой аудитории на качества, которыми должен обладать человек, занимающийся общественным контролем.
«В первую очередь это запрос на справедливость, нетерпимое отношение к неуважению граждан со стороны органов государственной власти и должностных лиц. Если вы хотите развить эти качества, идите в “Школу общественного контроля” — я видел там горящие глаза молодых людей, которые собираются стать общественниками», — призвал спикер.
Напомним, итоговый форум «Сообщество» — ключевое событие юбилейного года ОП РФ. Форум проходит в преддверии Дня народного единства в национальном центре «Россия» (г. Москва, Краснопресненская наб., д. 14, стр. 18).
Тема форума — «Институты гражданского общества: вчера, сегодня, завтра».
Форум «Сообщество» ежегодно проводится Общественной палатой РФ начиная с 2015 года. Это открытая рабочая площадка для гражданских активистов, представителей НКО и просто неравнодушных людей, готовых заниматься социально ориентированной работой.
Форум «Сообщество» в соцсети «ВКонтакте».
Следите также за новостями в официальном телеграм-канале ОП РФ и национальном мессенджере MAХ.
