На форуме «Сообщество» обсудили, какие положения правил дорожного движения нуждаются в изменениях
Насколько существующие правила дорожного движения (ПДД) соответствуют современным реалиям? И что необходимо изменить, чтобы пребывание на дороге стало комфортным и безопасным для всех участников движения: водителей, пассажиров и пешеходов? Ответы на этот вопрос пытались найти участники секционной дискуссии «Общественные поправки в ПДД. Какие изменения необходимы в ближайшем будущем? Предложение жителей СФО», которая 31 мая состоялась в рамках проходящего в Иркутске форума «Сообщество».
Открывая заседание, заместитель председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов напомнил, что в России существующие правила дорожного движения действуют с 1994 года. В них уже более 50 раз вносились изменения. Тем не менее у участников дорожного движения к ним все еще существует достаточно претензий.
«Какие-то поправки у нас просто со временем устарели, хотя они даже когда их принимали, были не очень продуманно написаны. Если у кого-то есть идеи, что нужно прописывать в правилах дорожного движения, озвучивайте. Может быть, что-то из этого действительно войдет в ПДД», — обратился к собравшимся Александр Холодов.
Изменение ПДД — это вопрос очень серьезный и ответственный, потому что любое изменение влечет за собой целый ряд последствий, напомнил член Комиссии ОП РФ, председатель Всероссийское общество автомобилистов Валерий Солдунов. Он рассказал, как идет работа по изменению ПДД.
«Сейчас собираются предложения со стороны общественности относительно всех необходимых с точки зрения здравого смысла изменений в ПДД, чтобы можно было бы изучить, какие поправки в ближайшем будущем хотели бы видеть и автомобилисты, и пешеходы, и в дальнейшем применить эти пожелания для корректировки. Уже накоплен большой багаж предложений, которые идут от общественности. Наше сегодняшнее обсуждение — часть этой большой плодотворной работы», — подчеркнул Валерий Солдунов.
На тех положениях ПДД, которые явно нуждаются в доработке, подробно остановился Александр Холодов. Например, запрет пользоваться сотовым телефоном. В ПДД написано, что запрещено пользоваться устройством, не оборудованным приспособлением, которое позволяет вести переговоры без помощи рук. Получается, что если телефон оборудован громкой связью, то им можно пользоваться, поскольку нигде не сказано, что нужно обязательно пользоваться этим приспособлением. Такая формулировка появилась, потому что, когда писали этот текст в телефонах громкой связи, как правило, не было. Предполагалось, что если у человека в телефоне есть такая функция, то он ей пользуется. А оказалось, что это не всегда так. Можно пойти по пути Израиля, где просто запрещено держать телефон в руках во время движения, но тогда возникает другой вопрос: какое устройство считать телефоном? Запретить использовать любые средства связи — как тогда быть с рациями, которыми пользуются дальнобойщики?
Не меньше вопросов, по мнению Александра Холодова, вызывает появление различных новых видов транспорта, в частности электросамокатов. К какой категории их отнести: к велосипедам или мопедам? Ведь для мопеда требуется водительское удостоверение, а для велосипеда нет. Да и ответственность за нарушение правил для водителей этих транспортных средств установлена разная. Сейчас принято, что к мопедам относятся электросамокаты мощностью более 250 ватт, но, как выяснилось, с определением мощности тоже не все так просто, как хотелось бы. А что делать с моноколесами? Кто-то их использует как транспортное средство, а кто-то как игрушку или спортивный инвентарь. Не очень понятно, куда с ним можно выезжать: на тротуар, на велодорожку или на проезжую часть? Если это игрушка, то на проезжей части с ней делать нечего, но, с другой стороны, моноколесо способно развивать такую скорость, что и на пешеходной дорожке ему находиться не стоит. А на подходе автоматические автомобили, которые могут передвигаться без участия водителя. Если такой автомобиль попадет в ДТП, кто должен отвечать, в особенности если ДТП с тяжелыми последствиями?
Впрочем, и с привычными транспортными средствами далеко не все ясно. По словам Александра Холодова, в Якутии в зимнее время автомобилисты в качестве дорог часто используют лед на реках. Но река не является дорогой. Получается, что на движение по льду ПДД вообще не распространяются? Пробелы в ПДД касаются даже велосипедов. Возраст, с которого можно выезжать на велосипеде на проезжую часть, — 14 лет. При этом возраст административной ответственности — 16 лет.
«Согласитесь, странная ситуация, когда подростку уже можно на велосипеде ехать по дороге, а ответственности никакой нет. Хотя здесь, на мой взгляд, достаточно просто можно исправить ситуацию — поднять до 16 лет возраст, с которого можно на дорогу. Я не думаю, что здесь будет кто-то сильно возражать. Не так много у нас детей катается по дорогам», — считает Александр Холодов.
Участники дискуссии высказали ряд предложений относительно возможных изменений в ПДД. Так, председатель Иркутской областной организации общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Светлана Гущенко предложила запретить «шахматное» движение, т. е. частые перестроения в плотном потоке.
Председатель комитета по строительству и дорожному хозяйству Законодательного собрания Иркутской области Виктор Побойкин предложил ввести для электрических средств передвижения обязательные государственные номерные знаки. Также прозвучали предложения технически ограничить скорость электросамокатов и прочих средств индивидуальной мобильности (СИМ), обязать пользователей СИМ использовать защитную экипировку, запретить использовать СИМ людям без прав, в том числе несовершеннолетним, ввести велодорожки в план развития города.
Отдельное внимание участники дискуссии уделили проблеме дорожных — мест, где неудачная организация дорожного движения провоцирует водителей нарушать ПДД. Александр Холодов привел конкретные примеры, обнаруженных им на улицах Иркутска, и высказал предложения, относительно того, как можно было бы исправить ситуацию.
Завершая заседание, Александр Холодов заверил собравшихся, что собранные предложения передаются для изучения в структуры ГИБДД, которые занимаются проработкой правил дорожного движения.
Тема форума «Сообщество» — «Бережно к России: сохранение и развитие потенциала территорий».
Форум «Сообщество» ежегодно проводится Общественной палатой РФ начиная с 2015 года. Это открытая рабочая площадка для гражданских активистов, представителей НКО и просто неравнодушных людей, готовых заниматься социально ориентированной работой.
Задача форума — выявить лучшие региональные и федеральные практики гражданской активности, объединить единомышленников, придать импульс развитию гражданского общества в регионах.
Форум «Сообщество» в соцсети «ВКонтакте».
Следите также за новостями в официальном телеграм-канале ОП РФ.
В 2024 году региональные форумы «Сообщество» также пройдут в Калуге и Магасе. Итоговый форум «Сообщество» состоится в Москве в начале ноября.