Как повысить вовлеченность граждан в работу общественного контроля?

Эффективность общественных советов и критерии оценки их работы обсудили на форуме «Сообщество» в Иркутске

Перспективы развития института общественного контроля в области комплексного взаимодействия с исполнительной и законодательной властью, ретрансляцию и открытость реализуемой совместной работы для населения обсудили участники круглого стола в рамках форума «Сообщество», который состоялся 30–31 мая в Иркутске.

Сегодня общественный контроль является одним из наиболее результативных публично-правовых институтов. Он обеспечивает гражданское участие, выступает уникальным инструментом взаимодействия общества и власти, реализуя несколько ключевых функций: как площадка для взаимодействия представителей гражданского общества и органов власти, как инструмент прямой обратной связи от общества и ретрансляция решений власти обществу, как экспертная поддержка органов власти и местного самоуправления.

Основные направления развития системы общественного контроля сегодня — работа на муниципальном уровне: создание правовой базы и механизмов его реализации на местах, а также вовлеченность гражданского общества в законотворческий процесс через форму общественного контроля — общественную экспертизу.

Модераторами дискуссии выступили заместитель Секретаря ОП РФ Владислав Гриб и заместитель председателя Комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов Александр Терновцов.

«Тема общественного контроля сегодня крайне актуальна. Несмотря на то что закон действует уже не один год и много народу вовлечено в процесс общественного контроля, интерес у населения продолжает расти», — отметил Александр Терновцов.

Поприветствовал и поблагодарил коллег за проделанную работу Владислав Гриб. Он анонсировал большую конференцию по теме общественного контроля, которая пройдет в Палате в июле, и напомнил, что федеральный закон об общественном контроле вытекает напрямую из Конституции России.

Общественная проверка, по мнению Владислава Гриба, — наиболее эффективный способ воздействия на органы власти. Спикер предложил обсудить в ходе дискуссии продуктивность работы форм общественного контроля, рассказал о задачах общественного совета и подчеркнул преимущество процессуальных прав гражданина над общественным советом.

«В этом году закону об общественном контроле исполняется 10 лет. Это уникальный закон, который не имеет аналогов в мире. Однако закон не везде активно применяется. Мы должны использовать закон об общественном контроле для защиты своих прав», — убежден заместитель Секретаря ОП РФ.

Ответственный секретарь Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Александр Точенов отметил низкую активность гражданского общества в обсуждении и реализации вопросов национальных проектов. Он призвал развивать институт общественного контроля и популяризировать общественные советы.

О процессе формирования на федеральном уровне общественных советов при федеральных органах исполнительной власти рассказал заместитель руководителя Аппарата ОП РФ Владимир Балашов. Он представил презентацию, в которой обозначил субъекты общественного контроля и зоны, не регулируемые федеральным законом об общественном контроле.

«Деятельность общественного контроля заключается в наблюдении за органами государственной власти. Сейчас можно наблюдать положительную динамику, относительно 2022–2023 годов, в сфере привлечения гражданского населения к общественному наблюдению, но нам есть куда расти», — уточнил он.

В открытом диалоге принял участие председатель Комиссии ОП Иркутской области по вопросам противодействия коррупции и взаимодействию с субъектами общественного контроля Сергей Рудецкий. Он поделился механизмами работы и роли общественных палат и советов на региональном уровне и отметил важность их открытости и доступности для населения.

«В Иркутской области создана нормативная база, позволяющая гражданам осуществлять общественное наблюдение с целью взаимодействия социально-значимых объектов в жизни общества. Кроме того, нами разработана форма отчета о деятельности советов в соответствии с критериями оценки эффективности. На основании этих отчетов ОП Иркутской области будет составлять рейтинги продуктивности общественных советов», — добавил он.

Заместитель председателя Курской областной думы Константин Комков присоединился к беседе по видеосвязи. Он представил презентацию и рассказал о культуре законотворчества в институтах гражданского общества и взаимодействии законодательной власти и общественного сектора.

Спикер уточнил, что Курская областная дума стала первым законодательным органом, заключившим договор о сотрудничестве с Центром управления регионами. Основная цель сотрудничества — получение обратной связи от жителей региона, что позволяет сделать законодательные инициативы наиболее эффективными.

«Правом законодательной инициативы обладают 10 из 28 общественных палат субъектов РФ, но реализуют его на практике лишь шесть из 10. Только в семи из 28 законодательных органах субъектов в СФО и ЦФО отсутствует общественный совет, при этом молодежный парламент есть во всех 28 регионах. В Алтайском крае и Тульской области оформили сотрудничество между законодательным органом и общественной палатой, — поделился фактами Константин Комов. — Сибирский федеральный округ имеет уникальные практики: это гражданская ассамблея в Красноярском крае, совет общественных инициатив в Республике Тыва и Томской области и экспертный совет по вопросам демографического развития при Законодательном собрании в Иркутской области».

О рейтинге оценки деятельности общественных советов исполнительных органов власти в Иркутской области за 2023 год рассказала эксперт ОП Иркутской области Светлана Инкижинова. Она также напомнила о разработанной в 2018 году методике оценки и критериях эффективности деятельности общественных советов при федеральных органах исполнительной власти.

Председатель Комиссии ОП Иркутской области по духовно-нравственным ценностям Владислав Шиндяев поднял тему, требующую регламентации и дальнейшей проработки, — о законности агитации.

«Для понимания открытости и прозрачности процессов мы должны иметь возможность контролировать и проверять документы кандидатов, естественно, не нарушая закона о разглашении персональных данных и действуя в рамках законодательства. Я возглавляю общественный штаб по наблюдению за выборами, и сегодняшняя тема очень серьезная. Мы говорил здесь о легитимности и эффективности общественных советов», — подчеркнул спикер.

Опытом реализации права законодательной инициативы НКО поделилась заместитель исполнительного директора Ассоциации муниципальных образований Иркутской области Ольга Шигаева.

«Мы являемся советом муниципальных образований и обладаем правом законодательной инициативы с 2013 года. С 2018 по 2023 год советом внесено восемь законопроектов, все они были приняты. Наша организация четко следует регламенту и критериям эффективности деятельности общественных советов», — сообщила она.

Тема форума «Сообщество» — «Бережно к России: сохранение и развитие потенциала территорий».

Форум «Сообщество» ежегодно проводится Общественной палатой РФ начиная с 2015 года. Это открытая рабочая площадка для гражданских активистов, представителей НКО и просто неравнодушных людей, готовых заниматься социально ориентированной работой.

Задача форума — выявить лучшие региональные и федеральные практики гражданской активности, объединить единомышленников, придать импульс развитию гражданского общества в регионах.

Форум «Сообщество» в соцсети «ВКонтакте».

Следите также за новостями в официальном телеграм-канале ОП РФ.

В 2024 году региональные форумы «Сообщество» также пройдут в Калуге и Магасе. Итоговый форум «Сообщество» состоится в Москве в начале ноября.