Наблюдение за голосованием за рубежом: принцип зебры, опен-эйр-участки и инфраструктура выборов

На форуме «Сообщество» представили доклад о результатах работы наблюдательных миссий ОП РФ на выборах за рубежом в 2023 году

Презентация второго доклада Общественной палаты по результатам наблюдательных миссий состоялась 1 ноября на площадке итогового форума ОП РФ «Сообщество» в Москве.

Доклад «Наблюдательные миссии Общественной палаты Российской Федерации на выборах за рубежом в 2022 году», представленный в марте прошлого года, был подготовлен по итогам работы в Абхазии, Анголе, Кении, Конго-Браззавиле, Ливане, Непале Сенегале, Сербии, Тунисе, Южной Осетии. В издание этого года вошли доклады членов наблюдательных миссий Общественной палаты РФ по результатам работы на выборах в Аргентине, Гвинее-Бисау, Зимбабве, Камбодже и Эсватини в 2023 году.

В докладе подробно описываются все этапы электорального процесса, их законодательное оформление и практическая реализация, а также содержится методология международного наблюдения миссий ОП РФ, их мандат и маршруты. В заключение даются выводы миссий по итогам наблюдения и рекомендации по совершенствованию электоральных практик в каждой стране. Нынешний доклад по сравнению с предыдущим дополнен информацией о ходе предвыборных кампаний и агитации в каждой стране.

Авторы документа отмечают, что развертывание краткосрочных наблюдательных миссий предваряется анализом национального законодательства в области избирательного права посещаемых стран, мониторингом национальных и зарубежных СМИ, подробным изучением актуального состояния избирательного процесса страны. На месте члены наблюдательной миссии ОП РФ оценивают ход голосования, насколько он соответствует нормам национального избирательного законодательства.

Выборы и наблюдение за голосованием в России и за рубежом: в чем отличие? >>

Так, наблюдатели ОП РФ дали удовлетворительную оценку качеству организации избирательных процессов и используемым механизмам противодействия вмешательству в ход голосования во всех посещенных ими странах, несмотря на выявленные недочеты.

Например, в Гвинее-Бисау предлагается пересмотреть существующую делимитацию избирательных округов и схему распределения мандатов между избирательными округами для соблюдения принципа равного представительства в национальной легислатуре, рассмотреть возможность выделения дополнительных госсредств на финансирование предвыборных кампаний для обеспечения равных возможностей участвующих в выборах партий и партийных коалиций, изучить вопрос внесения поправок в избирательное законодательство страны для регламентации процедур в день выборов на избирательных участках, образованных за рубежом, и для подробной регламентации статуса представителей СМИ на избирательных участках в день выборов, а также внедрения независимых наблюдателей, представляющих непартийные структуры и (или) институты гражданского общества Гвинеи-Бисау как отдельной категории национальных наблюдателей. Также авторы доклада подчеркивают необходимость обратить внимание на повышение уровня подготовки членов УИК, повсеместное доведение состава УИК до закрепленного в избирательном законодательстве стандарта в пять человек, проработки дорожной карты постепенного внедрения цифровых решений в избирательный процесс.

Наблюдатели ОП РФ положительно оценили усилия Эсватини по составлению четких и непротиворечивых списков избирателей и совершенствованию системы регистрации избирателей, в том числе внесение поправок в электоральное законодательство Королевства Эсватини, а также меры по устранению двойной регистрации и иных проблем при составлении национального реестра. Отдельной похвалы удостоились внедряемые Комиссией по выборам и границам Эсватини (КВГ) цифровые методы управления избирательным процессом, слаженная работа УИК на посещенных в день голосования избирательных участках и уровень подготовки сотрудников низового звена органов управления избирательным процессом, которые смогли эффективно справиться с задачами. Также отмечены механизмы предотвращения фальсификации результатов голосования и скорость объявления предварительных итогов голосования. Однако наблюдатели ОП РФ отметили недостаточный уровень раскрытия электоральной статистики, в том числе о явке избирателей, и несвоевременную публикацию результатов выборов в официальных источниках, включая официальный сайт КВГ Эсватини, а также затрудненный доступ к целому ряду избирательных участков ввиду отсутствия ведущей к ним дороги с твердым покрытием.

Избирательное законодательство Аргентинской Республики является одним из самых прогрессистских и либеральных в мире, а корпус нормативных актов, регулирующих избирательный процесс в стране, покрывает подавляющее количество аспектов подготовки и проведения выборов, включая предвыборную агитацию в интернете и социальных сетях, считают авторы доклада. Однако в рамках нормативной базы остается неохваченным международное наблюдение за выборами, а непартийное (общественное) наблюдение за выборами не включено в Национальный избирательный кодекс и регулируется только соответствующей резолюцией НИП.

Делегация ОП РФ положительно оценила меры по увеличению доступности помещений избирательных участков для лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также применяемые инклюзивные практики при голосовании, в первую очередь ориентированные на удобство избирателей в Аргентине и Камбодже. Так, особой похвалы членов наблюдательной миссии ОП РФ удостоились такие инновационные практики НИК Камбоджи, как использование бюллетеней со шрифтом Брайля для лиц с нарушениями зрения.

В Королевстве Камбоджа также не обошлось без недочетов, в частности связанных с некоторыми положениями законодательства, регулирующего избирательный процесс. Распределение депутатских мандатов хотя и следует логике административно-территориального деления Камбоджи, отмечается в издании, но недостаточно корректно отражает демографию провинций Камбоджи, тем самым игнорируя принцип равного представительства в национальной легислатуре. Отсутствие возможности электронного голосования, голосования за рубежом и (или) голосования вне избирательного округа автоматически исключает участие в избирательном процессе около двух миллионов граждан Камбоджи, не имеющих финансовых возможностей вернуться на время проведения выборов в район своей регистрации.

В связи с этим экспертами ОП РФ рекомендовано проработать варианты постепенного перехода от ручной системы регистрации избирателей к автоматической и приложить ресурсы для закупки стандартизированных прозрачных урн для голосования в целях повышения транспарентности голосования на избирательных участках и обеспечения наблюдателям возможности контролировать процесс наполнения урны бюллетенями.

Члены наблюдательной миссии ОП РФ дали высокую оценку уровню подготовки членов УИК и качеству организации избирательного процесса на низовом уровне в Зимбабве, положительно отметили усилия правительства страны по продвижению гендерного равенства и меры по повышению представленности женщин, молодежи и лиц с ограниченными возможностями здоровья в национальной легислатуре при помощи системы квот. Однако необходимо решить и ряд вопросов, среди которых проблема диспропорции количества зарегистрированных избирателей в одномандатных избирательных округах, что идет вразрез с принципом равного представительства в национальной легислатуре и Конституцией Зимбабве, серьезное ограничение активного и пассивного избирательного права граждан Зимбабве ввиду необходимости подтверждения статуса резидента в районе постоянной регистрации, ручная система регистрации избирателей.

Авторы доклада также рекомендуют рассмотреть возможность внедрения дистанционного электронного голосования и (или) голосования за рубежом для включения в избирательный процесс граждан стран, проживающих за рубежом, привлекать стейкхолдеров к широкому инклюзивному диалогу при подготовке поправок и нововведений в электоральное законодательство стран, изучить вопрос юридической регламентации статуса представителей СМИ в электоральном законодательстве.

Практически во всех посещенных с миссией странах отсутствует четкая регламентация статуса представителей СМИ, их прав и обязанностей при освещении событий в целом и во время их нахождения на избирательных участках в день выборов в частности, отмечают авторы документа.

Интересные факты

Во всех посещенных странах избиратели получали ту или иную отметку о голосовании: в Гвинее-Бисау, Камбодже и Эсватини избирателям наносили отметку несмываемой краской на ноготь или палец после голосования, в Зимбабве — ставили на ноготь мизинца левой руки при выдаче бюллетеней, а в Аргентине выдавали печатные свидетельства, которые позволяли не платить штраф за абсентеизм.

В Гвинее-Бисау, Камбодже и Аргентине из-за особенности избирательной системы в выборах могут принять участие исключительно кандидаты от партий, в то время как в Эсватини более 50 лет партии запрещены, поэтому в выборах участвуют только независимые кандидаты.

Иностранцы в Аргентине голосуют на специальных участках отдельно от граждан страны.

Большая часть избирательных участков в Гвинее-Бисау располагались вне помещений, под открытым небом, что сделало голосование уязвимым для дождя и ветра. Поскольку в населенных пунктах слабо развита система разметки улиц и нумерации зданий, ключевыми топографическими ориентирами и обозначениями участков служили общественные здания и личные дома известных жителей, например дом Папы, пекарня Каше, Здание ветеранов боевых действий или дом Зеки Жандима рядом с Гвинеей Висао.

В Аргентине формирование УИК происходит из числа граждан и резидентов страны при помощи случайной жеребьевки. Если назначенные члены УИК в день голосования не явятся на участок к 08:30, то их, согласно неформализованной практике, заменят первыми пришедшими на избирательный участок избирателями. Схожим образом проблема решается и в Гвинее-Бисау: если член УИК не приходит на избирательный участок за час до начала голосования, то представитель Национальной избирательной комиссии по согласованию с представителями партий вправе заменить его присутствующим на участке избирателем с хорошей репутацией.

Хотя ни в одной из посещенных стран нет собственной системы дистанционного электронного голосования (ДЭГ), в Аргентине функционирует просто электронное голосование, ближайшим аналогом которого в России является голосование с использованием комплекса обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) или электронной урны. Данная форма голосования применяется только на региональных и муниципальных выборах в пяти регионах Аргентины.

В Гвинее-Бисау законом предусмотрена возможность для неграмотных избирателей проголосовать, поставив отпечаток пальца на бюллетене в квадратике напротив той или иной партии. Одна из четырех кабинок для голосования на избирательных участках Зимбабве — для людей с ограниченными возможностями здоровья. На выборах в Аргентине в кабину для голосования можно пройти вместе с собакой-поводырем или проголосовать, не заходя на участок.

В Камбодже для регистрации на выборах партия должна внести депозит в размере 15 миллионов камбоджийских риелей (более 350 тысяч рублей), который можно вернуть, набрав не менее трех процентов голосов во всех избирательных округах или получив хотя бы одно место в Национальной ассамблее.

В Эсватини если человек, внесенный в национальный реестр избирателей, в день выборов оказался не на том участке, к которому он приписан, то УИК обязана организовать ему трансфер до нужного избирательного участка. Также для удобства избирателей по всей стране организованы бесплатные маршруты общественного транспорта до торгово-выставочного центра Мавусо, где централизованно проходило досрочное голосование.

Аргентина является первой в мире страной, официально внедрившей в свою избирательную систему обязательные женские квоты. Это произошло более 30 лет назад. В настоящее время к партийным спискам на федеральном уровне и на уровне большинства провинций применяется принцип зебры, то есть требование чередовать кандидатов мужского и женского полов. В Эсватини не менее 30 процентов от общего числа депутатов Национального собрания, не менее половины из десяти избираемых Национальным собранием сенаторов, а также не менее восьми сенаторов из 20 назначаемых королем должны быть женщинами.

В Зимбабве существует сложная система квот для разных социальных групп. В Национальной ассамблее в 2013 году были временно (на 10 лет) созданы 60 дополнительных мест для женщин, однако в 2023 году было принято решение не только продлить их существование еще на пять лет, но и добавить к ним 10 дополнительных мест для представителей молодежи. В Сенате для лиц с ограниченными возможностями здоровья и племенных вождей зарезервировано 20 мест — все они избираются на непрямых выборах. В составе всех органов местного самоуправления женщинам отводится не менее 30 процентов мест.

В Гвинее-Бисау партийные списки должны включать не менее 38 процентов кандидатов-женщин. Лишь в Камбодже отсутствуют какие-либо квоты, включая квоты для женщин, меньшинств, лиц с ограниченными возможностями здоровья, молодежи и других недопредставленных социальных групп.

На территории Эсватини было организовано всего 664 участка, а в Камбодже — около 24 тысяч.

Среди нестандартных электоральных решений авторы доклада упоминают распределение депутатских мандатов между победившими партиями в Камбодже при помощи редкой системы Хагенбаха-Бишофа, которая комбинирует метод наибольшего остатка и метод делителя. Голосование за депутатов Национальной ассамблеи Зимбабве всех типов проводится при помощи одного бюллетеня. А для голосования на избирательных участках в четырех аргентинских провинциях в 2023 году, где одновременно проходило от семи до девяти типов выборов, использовалась лишь одна урна.

Итоговый форум «Сообщество» проходит в кластере «Ломоносов» (Раменский б-р, д. 1). Вход бесплатный, необходима предварительная регистрация участников.

Тема форума — «Россия-2030: общественные инициативы для нового времени».

Программа форума, описание мероприятий, состав спикеров опубликованы на официальном сайте форума «Сообщество».

Для аккредитации СМИ необходимо отправить заявку на адрес электронной почты пресс-службы Общественной палаты РФ: press@oprf-media.ru.

На площадке форума состоялось пленарное заседание Общественной палаты. На нем члены ОП РФ представили проект Доклада о состоянии гражданского общества за 2024 год.

Теперь в ходе секционных дискуссий форума участники вносят предложения по его доработке. Поделиться своими мнениями могут члены ОП РФ, гражданские активисты, лидеры мнений, представители социально ориентированного бизнеса, СМИ, органов публичной власти.

Ознакомиться с текстом проекта доклада можно — по ссылке.

Отправить свои замечания и предложения по доработке документа можно, заполнив электронную форму.

Завершится форум торжественной церемонией вручения премии Общественной палаты России «Сообщество».

Форум «Сообщество» в соцсети «ВКонтакте».

Следите также за новостями в официальном телеграм-канале ОП РФ.

В 2024 году региональные форумы «Сообщество» прошли в ИркутскеКалуге и Магасе.