Перейти от технологического суверенитета к задачам технологического лидерства

На форуме «Сообщество» обсудили механизмы развития системы высшего образования при подготовке инженерных специальностей

Эксперты и участники дискуссии «Подготовка нового поколения комплексных инженеров», которая прошла в ходе итогового форума ОП РФ «Сообщество» 2 ноября, представили инициативы и проекты в области развития высшего образования, направленные на подготовку специалистов нового поколения, обладающих фундаментальными знаниями и практическим опытом, цифровыми компетенциями, критическим и абстрактным мышлением, адаптированные к решению реальных задач высокотехнологичных отраслей.

Открывая секцию, председатель Комиссии ОП РФ по развитию высшего образования и науки Михаил Погосян отметил, что в настоящее время реализуются новые подходы по формированию национальной системы высшего образования, внедряются успешные практики взаимодействия технических вузов и отраслевых предприятий, происходит развитие системы целевой подготовки кадров для промышленности через механизм сетевых образовательных программ.

«Сегодня перед системой технического образования поставлены новые задачи и вызовы, об этом было сказано на последнем совещании под руководством председателя Правительства РФ. Мы видим тенденции, возникающие в нашем обществе, направленные на повышение подготовки технических специалистов. Главный тренд заключается в том, что мы должны перейти от технологического суверенитета к задачам технологического лидерства. Утверждены нацпроекты в различных сферах, в том числе и в образовании, чтобы достичь технологического лидерства предъявляются большие требования к системе подготовки кадров, уровню взаимодействия между индустрией и университетами, вовлеченности студентов и молодых людей в реализацию этих задач, а также вовлеченности преподавателей», — сказал он.

По мнению общественника, необходимо организовать прохождение практики преподавателями высшей школы на индустриальных заведениях и создавать условия для непрерывного повышения квалификации с учетом современным тенденций. Он предложил сделать это обязательным элементом подготовки специалистов в рамках обновления образовательных программ.

Михаил Погосян рассказал о пилотном проекте по совершенствованию системы высшего образования, реализуемом на базе Московского авиационного института (МАИ), в рамках которого внедрена модульная структура образовательных программ, налажено плотное взаимодействие с предприятиями, в университете с первого курса происходит преподавание узкоспециализированных дисциплин, позволяющих готовить студентов под конкретные запросы индустрии. Также он отметил эффективность внедрения сетевых образовательных программ, позволяющих сократить разрыв в системе подготовки кадров в ведущих и региональных вузах, создавая единый подход к подготовке инженеров по всей стране.

«Необходимо формирование глубокого стратегического кадрового прогноза на горизонт планирования четырех — шести лет для закрытия потребностей в инженерах с высоким уровнем подготовки, которые смогут стать лидерами изменений. Важно готовить не только линейных, но и комплексных специалистов, которые будут работать по новым направлениям, например беспилотным авиационным системам, искусственному интеллекту», — отметил председатель комиссии ОП РФ.

Общественник считает, что подготовка кадров не должна ограничиваться только выпускниками вузов, которые вольются в индустрию в течение нескольких лет, без существенного повышения квалификации преподавательского состава, без цифрового описания продукта не удастся сформировать новую образовательную систему.