Рамочный закон о деятельности муниципальных ОП и советов: преимущества и недостатки

На форуме «Сообщество» поддержали необходимость законодательного регулирования деятельности местные палат и советов

Унифицировать организацию деятельности общественных палат и советов муниципальных образований призвали участники дискуссионной площадки «Нужен ли федеральный закон “Об общих принципах организации и деятельности муниципальных общественных палат (советов) РФ”» в рамках первого дня работы итогового форума Общественной палаты РФ «Сообщество».

Необходимость закона, регламентирующего общие принципы организации и деятельности муниципальных общественных палат и советов, обсуждается в экспертных кругах уже долгое время, заметил председатель президиума Совета общественных палат России, председатель ОП Калининградской области Игорь Селиванов.

«Мнения экспертов диаметрально противоположные, не могу сказать в процентном соотношении, но кто-то убежден, что такой закон нужен, а кто-то — нет. На мой взгляд, ответ на вопрос, нужны ли вообще муниципальные общественные палаты и советы, во многом зависит от самих территорий субъектов РФ — от их размера, удаленности друг от друга, количества проживающих», — размышляет модератор дискуссии.

Муниципальные общественные палаты и советы, наряду с федеральными и региональными, участвуют в осуществлении общественного контроля, при этом на местном уровне нет рамочного закона, который бы регулировал их деятельность — в настоящее время это происходит исключительно на уровне муниципальных правовых актов, что, в свою очередь, ведет к вариативности в работе — местные палаты и советы отличаются численным составов, структурой, частотой проведения заседаний, пояснила заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, председатель центрального штаба Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы» Ольга Занко.

В связи с этим, пояснила сомодератор, у экспертов возникает целый ряд вопросов: нужно ли единообразие в организации этих структур, каков должен быть их состав по численности и структуре, какова должна быть периодичность заседаний, нужно ли закреплять обязательность создания местных палат и советов в каждом муниципальном районе, должен ли это быт федеральный закон или регулирование может происходит на региональном или даже муниципальном уровне, кто должен содействовать формированию местных палат и советов — федеральная или региональные общественные палаты и т. д.

«Можно внести в Госдуму отдельный законопроект, регламентирующий общие принципы организации и деятельности муниципальных общественных палат и советов. Можно внести изменения в Федеральный закон об общественном контроле. Можно изменить закон, регламентирующий общие принципы организации и деятельности ОП субъектов РФ. Наконец, функционирование муниципальных общественных палат и советов можно отрегулировать через ФЗ-131 “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”», — предложила законодатель варианты решения проблемы.

За понятную иерархию, четкие механизмы взаимодействия между ОП РФ, ОП субъектов РФ и ОП муниципальных образований выступил первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов Александр Асафов: «Необходимость согласования любых решений на всех уровнях публичной власти с институтами гражданского общества установлено Президентом. Поэтому вопрос правового регулирования на уровне органов местного самоуправления актуален».

Член ОП РФ напомнил, что с января 2025 года вступают в силу поправки в ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». По его мнению, принципы организации и деятельности муниципальных общественных палат и советов должны быть синхронизированы с этим законом.

В Краснодарском крае в 44 муниципальных образованиях работают 44 муниципальных ОП. Председатель ОП Краснодарского края Любовь Попова заметила: чтобы синхронизировать их деятельность, региону потребовалось 10 лет.

«Предложения в законодательство о муниципальных ОП должен сформировать Совет общественных палат России — это их область взаимодействия — с учетом пожеланий и проблем муниципальных ОП», — считает она.

За унифицированный путь для всех регионов России выступает председатель ОП Волгоградской области Татьяна Гензе. Однако она предлагает не спешить и пойти путем внесения дополнений в действующее законодательство, а уже когда все основные подходы будут сформированы, подумать о федеральном законе.

Федеральный закон как базовый и внесение соответствующих изменений в иные нормативно-правовые акты — таким видит законодательство о муниципальных общественных палат и советах председатель ОП Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Заякин. Обязательное условие — численный состав местных палат и советов должен соотноситься с размерами территорий и плотностью населения. Кроме того, нужно хорошо подумать, кто будет финансировать их деятельность — возлагать эту обязанность на муниципалитеты бесперспективно, убежден эксперт.

За вариативное законодательное регулирование голосует председатель ОП Кемеровской области Владислав Овчинников. Он убежден, что органы местного самоуправления вправе сами принимать решение, какие формы им развивать.

С точки зрения конституционного законодательства подходит к вопросу член ОП Московской области Иосиф Дискин, выступающий за региональное регулирование деятельности местных палат и советов.

В ходе проведенного опроса подавляющее большинство экспертов поддержали необходимость законодательного регулирования принципов организации и деятельности муниципальных общественных палат и советов, а также законодательного закрепления обязательства по созданию местных палат и советов в каждом муниципальном районе. Большинство экспертов считают необходимым учитывать в законотворчестве региональные и территориальные особенности.

Участники дискуссии приняли решение направить в ОП субъектов РФ опросник, который поможет найти ответы на все принципиальные вопросы, касающиеся формирования и функционирования муниципальных общественных палат и советов, а также на главный вопрос — нужен ли такой закон вообще. Окончательные выводы будут сделаны на специальном заседании Совет общественных палат России.

 

 

Тема форума — «Россия-2030: общественные инициативы для нового времени».

Программа форума, описание мероприятий, состав спикеров опубликованы на официальном сайте форума «Сообщество».

На площадке форума состоялось пленарное заседание Общественной палаты. На нем члены ОП РФ представили проект Доклада о состоянии гражданского общества за 2024 год.

Теперь в ходе секционных дискуссий форума участники вносят предложения по его доработке. Поделиться своими мнениями могут члены ОП РФ, гражданские активисты, лидеры мнений, представители социально ориентированного бизнеса, СМИ, органов публичной власти.

Ознакомиться с текстом проекта доклада можно — по ссылке.

Отправить свои замечания и предложения по доработке документа можно, заполнив электронную форму.

Завершится форум торжественной церемонией вручения премии Общественной палаты России «Сообщество».

Форум «Сообщество» в соцсети «ВКонтакте».

Следите также за новостями в официальном телеграм-канале ОП РФ.

В 2024 году региональные форумы «Сообщество» прошли в ИркутскеКалуге и Магасе.