Школьные музеи: как воспитать гражданина?

Эффективные практики организации работы школьного музея обсудили на форуме в Иркутске

Лучшие практики создания на площадках музеев сообществ учащихся и взрослых, активно исследующих и изучающих свою малую Родину, позитивно относящихся к истории и современной жизни людей, рассмотрели эксперты дискуссии «Новый формат работы школьных музеев как центров формирования местных сообществ. Презентация Всероссийского конкурса “Культурные сокровища глазами молодых”», которая прошла 31 мая в рамках форума «Сообщество» в Иркутске. Модератором секции выступил заместитель председателя Комиссии ОП РФ по территориальному развитию, городской среде и инфраструктуре Александр Луконин.

Немаловажным фактом, давшим старт активной деятельности школьных музеев, стал указ Президента Российской Федерации № 314 от 8 мая 2024 года, утверждающий основы государственной политики в области исторического просвещения, а также поручения Президента о необходимости создания экспозиции о героях СВО в каждом музее, напомнил Александр Луконин. Одним из важнейших ожидаемых результатов такой политики станет рост вовлеченности граждан Российской Федерации в решение наиболее актуальных задач местного и государственного значения. Базой этой работы будут школьные музеи, призванные стать площадкой, на которой дети и молодежь не только смогут изучать историю своей местности, но и узнавать ее настоящее, знакомиться с людьми и предприятиями, работающими вокруг них. Каждый экспонат школьного музея — это средство воспитания подрастающего поколения, убежден член ОП РФ.

О необходимости систематизации мер, которые могли бы помочь школьному музею развиваться, рассказал Андрей Павлов, кандидат педагогических наук, руководитель федерального ресурсного центра дополнительного образования детей социально-гуманитарной направленности Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий.

«Сегодня школьный музей — это не просто некий склад хорошо систематизированных экспонатов, а учебно-воспитательное пространство, где в центре фигура ребенка, где он активный созидатель. Требуется определенная систематизация методологической, мотивационной, материально-технической поддержки. Именно консолидация усилий является залогом успеха в развитии школьных музеев», — добавил Андрей Павлов.

О позитивном опыте увековечения памяти героев СВО проинформировал глава администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области Юрий Нестеров. Он привел пример увековечения памяти погибших героев СВО через присвоение их имен улицам и объектам района с последующим созданием экспозиции в школьных музеях. Улица в поселке Октябрьском Ульяновской области была названа в честь его уроженца гвардии старшего лейтенанта воздушно-десантных войск Российской Федерации Владислава Луконина, сына Александра Луконина, и стала первой переименованной. Позднее новые имена получили еще пять улиц. Чтобы не утруждать жителей сменой документов, было принято решение называть именами бойцов улицы в нововозведенных районах. Параллельно с переименованиями улиц шел процесс увековечения памяти героев в образовательных учреждениях.

«Нужно воспитывать подрастающее поколение на примерах героизма и мужества, отваги и любви к Родине. Проходя по улицам городов и сел родной Ульяновской области, я часто задавал себе вопрос, почему эти улицы носят имена лидеров каких-то французских революций, а не имена наших героев, моих земляков», — отметил он.

Об отсутствии единого стандарта увековечения памяти погибших героев и необходимости его создания уведомил член Комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов Евгений Машаров.

«Существует базовый федеральный закон об увековечении памяти погибших при защите Отечества, принятый в 1993-м. С началом СВО были внесены изменения, которые касались нормативно-правовой базы захоронения погибших участников СВО. На сегодняшний день отсутствует единый стандарт увековечения памяти. Понимаем важность увековечивания памяти о героях для подрастающего поколения, а также для семей погибших, разработка такого стандарта необходима. Нормативная база есть, но Президент отмечает крайне низкую эффективность органов государственной власти субъектов в части увековечивания памяти героев», — уточнил Машаров.

О лучших практиках краеведческих музеев регионов в работе по патриотическому воспитанию детей и молодежи сообщили приглашенные спикеры. Так, заведующая методическим отделом Иркутского областного краеведческого музея имени Н.Н. Муравьева-Амурского Сожа Барышникова рассказала о сотрудничестве музея с информационно-методическим центром города Иркутска. В рамках этого сотрудничества проводится конкурс «Герой в моей семье», в котором дети готовят исследовательские работы о своих родных, участниках Великой Отечественной войны. Она также сообщила об акции «Сибирская военная летопись», цель которой — сохранение памяти и свидетельств о героях-земляках, принимавших участие в Великой Отечественной, афганской и чеченской военных кампаниях и СВО.

Заместитель директора по учебно-методической работе Красноярского краевого центра туризма и краеведения Татьяна Белинская рассказала о разработке и реализации мер по развитию школьных музеев региона и воспитании в подрастающем поколении российской гражданской идентичности. О необходимости повсеместно ввести должность «методист школьного музея» заявила руководитель Самарского регионального отдела туризма и краеведения Центра социализации молодежи Галина Огарева. Она также сообщила о том, что в каждой образовательной организации области созданы музеи, в которых проводятся различные патриотические мероприятия.

О гражданско-патриотическом воспитании школьников через создание в школе галереи «Донбасс никто не ставил на колени и никому поставить не дано» рассказала заместитель директора гимназии № 1 Иркутска, председатель фонда «Развитие, интеллект, культура» Людмила Степанова.

«События в Донбассе, Луганске подтолкнули нас к изучению материалов стойкого сопротивления народа, населяющего эти территории Украины, в отстаивании своей идентичности, в своем желании быть русскими людьми, говорить на русском языке, ходить в русские школы, в своем желании жить, учиться и работать, сохраняя свои национальные традиции в православии», — добавила она.

О роли краеведческого музея в организации школьных мероприятий гражданско-патриотической направленности и о формах работы краеведческого музея с подрастающим поколением рассказала учитель географии, муниципальный куратор школьных музеев Черемховского района Галина Веретенина. Она также добавила, что организация такого воспитания в школе — сложный управленческий и технологический процесс.

«Причем все содержательные компоненты этого процесса переплетены и дополняют друг друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его, при этом вовлекая детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех», — уточнила она.

О конкурсе «Культурные сокровища глазами молодых: новые туристические бренды России» рассказала, закрывая мероприятие, шеф-редактор портала «Живое наследие» блогер Татьяна Барлас. Цель этого проекта заключается в привлечении внимания и повышении интереса и мотивации молодых людей к изучению России и к путешествиям по стране. На сегодняшний день подано более 600 заявок на участие в конкурсе.

 

Тема форума «Сообщество» — «Бережно к России: сохранение и развитие потенциала территорий».

Форум «Сообщество» ежегодно проводится Общественной палатой РФ начиная с 2015 года. Это открытая рабочая площадка для гражданских активистов, представителей НКО и просто неравнодушных людей, готовых заниматься социально ориентированной работой.

Задача форума — выявить лучшие региональные и федеральные практики гражданской активности, объединить единомышленников, придать импульс развитию гражданского общества в регионах.

Форум «Сообщество» в соцсети «ВКонтакте».

Следите также за новостями в официальном телеграм-канале ОП РФ.

В 2024 году региональные форумы «Сообщество» также пройдут в Калуге и Магасе. Итоговый форум «Сообщество» состоится в Москве в начале ноября.