Кадровые стратегии обеспечения технологического лидерства России обсудили на форуме «Сообщество» в Москве
Секция «Кадровые стратегии обеспечения технологического лидерства России» прошла 2 ноября в рамках итогового форума «Сообщество» в Москве. Ее модератором выступила заместитель председателя Комиссии ОП РФ по просвещению и воспитанию, советник Министра просвещения РФ на общественных началах Наталия Золотарева, сомодератором площадки стал операционный директор Всероссийского марафона соучаствующего проектирования «Школа мечты» Игорь Барсуков.
Важность интеграции всех инициатив и проектов в единую систему национального уровня, которая была бы сфокусирована в рамках государственной программы кадрового обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации, заметила, открывая дискуссию, Наталия Золотарева.
Член Комиссии ОП РФ по экономике и трудовым отношениям, директор по развитию общества с ограниченной ответственностью «Инфосистемс», руководитель проектного офиса клуба победителей Всероссийского конкурса управленцев «Лидеры России» (клуб «Эльбрус») при АНО «Россия — страна возможностей» Евгения Дмитриева высказала рекомендации для развития IT-направления. Она предложила ввести льготы только для компаний, которые поддерживают вузы и учреждения среднеспециального образования, развивать государственное и частное сотрудничество, а также ввести сертификации IT-специалистов.
«Для IT-компаний самое важное — это люди. Сейчас востребованы разработчики, специалисты технической поддержки, аналитики, тестировщики, 1С-специалисты. Но система экспресс переобучения на интернет-платформах дает недостаточную квалификацию», — добавила она.
О важности правильно сформированной мотивационной базы для школьников, которые перейдут в профильные СПО и вузы, говорил член Комиссии по просвещению и воспитанию, директор лицея № 23 (Калининград) Сергей Гоман.
«Популяризация инженерной науки позволяет создать интерес. В нашей стране огромное инженерное наследие и необходимо исправить перекос, созданный в 1990-х годах», — подчеркнул он.
О ранней подготовке отраслевых кадров говорил директор Административного департамента Роскосмоса Дмитрий Шишкин.
«Роскосмос и ракетно-космическое производство — это наукоемкая отрасль, кадры для которой нужно готовить как можно раньше. Любое из наших предприятий — сложная инженерная школа. Мы ориентируем наши предприятия на то, что получить на рынке готового сотрудника не получится, и чтобы подготовить кадры под свои требования, нужно начинать работу со школами, колледжами и вузами», — заметил он.
Об обновленной стратегии научно-технологического развития и его приоритетах говорила руководитель центра компетенций «Цифровая экономика» Надежда Сурова, которая назвала предстоящий 2025-й годом возможностей.
«Сила России — это ее граждане, которые получили образование на основе фундаментальных научных знаний. Именно на развитие науки и образования, в том числе в области ИИ, будут направлены 5,6 триллиарда (!) бюджетных средств. Основными направлениями станут БАС (беспилотные авиационные системы), транспортная мобильность, продовольственная безопасность и другие. Хочу обратить внимание, что государство будет поддерживать высокотехнологичные проекты через университеты — и для бизнеса это отличный шанс получить доступ к финансированию и интеллектуальной элите страны», — подчеркнула она.
Вице-губернатор Томской области Наталия Киселева рассказала об особенностях образовательно-отраслевой модели среднего профессионального образования, реализации проекта «Профессионалитет» в регионе, а также подняла вопросы о перспективах развития СПО на примере проектов Томской области.
«Во-первых, система среднего профессионального образования расширяет рамки простого освоения конкретной профессии. С этого года мы реализуем мультипрофильное обучение, студенты ряда направлений могут в процессе обучения освоить две профессии, расширить свои навыки дополнительными профессиональными модулями. Во-вторых, все больше отраслей включают в обучение в колледже и техникуме реализацию научно-исследовательских проектов. Это прикладные исследования, позволяющие студентам решать новые технологические задачи в той отрасли, по которой они получают профессию. В-третьих, мы сохраняем и развиваем систему учебно-производственных комплексов (раньше ох называли учебными хозяйствами). Это дает возможность не только отработки практических навыков, но и в возможность создания собственного бизнеса для ребят. Свои интересные идеи они могут реализовать в собственном производстве», — добавила она.
О лучших практиках, реализованных в регионе сообщила министр образования Новосибирской области Мария Жафярова. Это создание программ дополнительного образования, создание специализированных классов инженерно-технологической направленности, повышение уровня математической и научной грамотности среди учащихся.
О ключевых приоритетах в стратегии научно-технологического развития России говорил директор по развитию ООО «Научные развлечения» Дмитрий Уткин.
«В первую очередь это развитие инженерного образования. Необходимо научить ребенка конструировать, понимать алгоритм работы того, что он сконструировал и умение этот алгоритм задать — программировать, а также дать блок естественно-научных знаний для понимания физических принципов работы», — отметил он.
О сетевых программах корпорации и ее технологических решениях для непрерывного образования в области компетенции будущего рассказал управляющий партнер корпорации 1Т, директор Центра компетенции «Цифровая экономика» Российского нового университета Евгений Нежданов. По этим программам проходит массовое обучение IT специальностям и для школьников, и для студентов СПО и вузов, и для педагогов.
О важности дошкольного образования и традиционного семейного воспитания в вопросе профориентации рассказала председатель правления благотворительного фонда «Добродомик», генеральный директор НП «Кадры Проф», председатель Санкт-Петербургского отделения Общероссийской общественной организации «Женщины бизнеса» Елена Галушко.
«Ранняя профориентация начинается с семьи. Ребенок начинает любить трудиться, понимает уважение к профессии», — объяснила она.
Операционный директор Всероссийский Марафон соучаствующего проектирования «Школа Мечты» Игорь Барсуков завершил секцию словами о том, что за последние два года существенно переработана система документов стратегического планирования, которая определяет перечень важнейших технологий для достижения технологического лидерства.
«Очень много в системе образования наработано блестящих практик, достойных тиражирования на всю страну. Вместе с тем очень здорово, что идет системный процесс по разработке стратегии системного образования. Нам президентскими указами заданы целевые ориентиры, и мы сможем их достичь», — подчеркнул он.
Тема форума — «Россия-2030: общественные инициативы для нового времени».
На площадке форума состоялось пленарное заседание Общественной палаты. На нем члены ОП РФ представили проект Доклада о состоянии гражданского общества за 2024 год. Ознакомиться с текстом проекта доклада можно — по ссылке.
Теперь в ходе секционных дискуссий форума участники вносят предложения по его доработке. Поделиться своими мнениями могут члены ОП РФ, гражданские активисты, лидеры мнений, представители социально ориентированного бизнеса, СМИ, органов публичной власти.
Отправить свои замечания и предложения по доработке документа можно, заполнив электронную форму.
Форум «Сообщество» в соцсети «ВКонтакте».
Следите также за новостями в официальном телеграм-канале ОП РФ.
В 2024 году региональные форумы «Сообщество» прошли в Иркутске, Калуге и Магасе.