Технологическое лидерство: кадровые стратегии

Кадровые стратегии обеспечения технологического лидерства России обсудили на форуме «Сообщество» в Москве

Секция «Кадровые стратегии обеспечения технологического лидерства России» прошла 2 ноября в рамках итогового форума «Сообщество» в Москве. Ее модератором выступила заместитель председателя Комиссии ОП РФ по просвещению и воспитанию, советник Министра просвещения РФ на общественных началах Наталия Золотарева, сомодератором площадки стал операционный директор Всероссийского марафона соучаствующего проектирования «Школа мечты» Игорь Барсуков.

Важность интеграции всех инициатив и проектов в единую систему национального уровня, которая была бы сфокусирована в рамках государственной программы кадрового обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации, заметила, открывая дискуссию, Наталия Золотарева.

Член Комиссии ОП РФ по экономике и трудовым отношениям, директор по развитию общества с ограниченной ответственностью «Инфосистемс», руководитель проектного офиса клуба победителей Всероссийского конкурса управленцев «Лидеры России» (клуб «Эльбрус») при АНО «Россия — страна возможностей» Евгения Дмитриева высказала рекомендации для развития IT-направления. Она предложила ввести льготы только для компаний, которые поддерживают вузы и учреждения среднеспециального образования, развивать государственное и частное сотрудничество, а также ввести сертификации IT-специалистов.

«Для IT-компаний самое важное — это люди. Сейчас востребованы разработчики, специалисты технической поддержки, аналитики, тестировщики, 1С-специалисты. Но система экспресс переобучения на интернет-платформах дает недостаточную квалификацию», — добавила она.

О важности правильно сформированной мотивационной базы для школьников, которые перейдут в профильные СПО и вузы, говорил член Комиссии по просвещению и воспитанию, директор лицея № 23 (Калининград) Сергей Гоман.

«Популяризация инженерной науки позволяет создать интерес. В нашей стране огромное инженерное наследие и необходимо исправить перекос, созданный в 1990-х годах», — подчеркнул он.

О ранней подготовке отраслевых кадров говорил директор Административного департамента Роскосмоса Дмитрий Шишкин.

«Роскосмос и ракетно-космическое производство — это наукоемкая отрасль, кадры для которой нужно готовить как можно раньше. Любое из наших предприятий — сложная инженерная школа. Мы ориентируем наши предприятия на то, что получить на рынке готового сотрудника не получится, и чтобы подготовить кадры под свои требования, нужно начинать работу со школами, колледжами и вузами», — заметил он.

Об обновленной стратегии научно-технологического развития и его приоритетах говорила руководитель центра компетенций «Цифровая экономика» Надежда Сурова, которая назвала предстоящий 2025-й годом возможностей.

«Сила России — это ее граждане, которые получили образование на основе фундаментальных научных знаний. Именно на развитие науки и образования, в том числе в области ИИ, будут направлены 5,6 триллиарда (!) бюджетных средств. Основными направлениями станут БАС (беспилотные авиационные системы), транспортная мобильность, продовольственная безопасность и другие. Хочу обратить внимание, что государство будет поддерживать высокотехнологичные проекты через университеты — и для бизнеса это отличный шанс получить доступ к финансированию и интеллектуальной элите страны», — подчеркнула она.

Вице-губернатор Томской области Наталия Киселева рассказала об особенностях образовательно-отраслевой модели среднего профессионального образования, реализации проекта «Профессионалитет» в регионе, а также подняла вопросы о перспективах развития СПО на примере проектов Томской области.

«Во-первых, система среднего профессионального образования расширяет рамки простого освоения конкретной профессии. С этого года мы реализуем мультипрофильное обучение, студенты ряда направлений могут в процессе обучения освоить две профессии, расширить свои навыки дополнительными профессиональными модулями. Во-вторых, все больше отраслей включают в обучение в колледже и техникуме реализацию научно-исследовательских проектов. Это прикладные исследования, позволяющие студентам решать новые технологические задачи в той отрасли, по которой они получают профессию. В-третьих, мы сохраняем и развиваем систему учебно-производственных комплексов (раньше ох называли учебными хозяйствами). Это дает возможность не только отработки практических навыков, но и в возможность создания собственного бизнеса для ребят. Свои интересные идеи они могут реализовать в собственном производстве», — добавила она.

О лучших практиках, реализованных в регионе сообщила министр образования Новосибирской области Мария Жафярова. Это создание программ дополнительного образования, создание специализированных классов инженерно-технологической направленности, повышение уровня математической и научной грамотности среди учащихся.

О ключевых приоритетах в стратегии научно-технологического развития России говорил директор по развитию ООО «Научные развлечения» Дмитрий Уткин.

«В первую очередь это развитие инженерного образования. Необходимо научить ребенка конструировать, понимать алгоритм работы того, что он сконструировал и умение этот алгоритм задать — программировать, а также дать блок естественно-научных знаний для понимания физических принципов работы», — отметил он.

О сетевых программах корпорации и ее технологических решениях для непрерывного образования в области компетенции будущего рассказал управляющий партнер корпорации 1Т, директор Центра компетенции «Цифровая экономика» Российского нового университета Евгений Нежданов. По этим программам проходит массовое обучение IT специальностям и для школьников, и для студентов СПО и вузов, и для педагогов.

О важности дошкольного образования и традиционного семейного воспитания в вопросе профориентации рассказала председатель правления благотворительного фонда «Добродомик», генеральный директор НП «Кадры Проф», председатель Санкт-Петербургского отделения Общероссийской общественной организации «Женщины бизнеса» Елена Галушко.

«Ранняя профориентация начинается с семьи. Ребенок начинает любить трудиться, понимает уважение к профессии», — объяснила она.

Операционный директор