Транспортные ворота СФО: в приоритете повышение авиационной подвижности и обновление подвижного состава

На форуме «Сообщество» проанализировали сферу перевозок и транспортную инфраструктуру Сибирского федерального округа

31 мая на площадке регионального форума ОП РФ «Сообщество» в Иркутске эксперты проанализировали транспортную доступность регионов Сибирского федерального округа. Участники дискуссии выработали предложения по дальнейшему развитию транспортной инфраструктуры регионов СФО и повышению мобильности населения.

Развитие межмуниципальных, муниципальных, межрегиональных перевозок — важный элемент в организации комфортной жизни граждан, подчеркнул член Комиссии ОП РФ по территориальному развитию, городской среде и инфраструктуре Юрий Маркитан. Модератор дискуссии обозначил круг проблем в сфере транспортной доступности, требующих обсуждения. Это стоимость перевозок, на которую, помимо всего прочего, влияет оснащение видеонаблюдением, тахографами, GPS-трекерами, их установка и обслуживание; разработка паспортов безопасности для техники и обучение безопасности водителей; утилизация покрышек, спецжидкостей и т. д.

«Меня волнуют малые аэропорты. В этом году Минтранс России принял несколько постановлений, ужесточающих деятельность малых аэропортов. Теперь требования по безопасности к ним предъявляются на уровне аэропортов больших, что существенно удорожит расходы. Кроме того, уже с этого года начинается сертификация топливно-заправочных комплексов, в том числе на заправочных аэропортов. Где малому аэропорту брать деньги, если только один-два раза в неделю летает маленький самолетик, очень нужный людям? Для северных районов проблема особенно актуальна», — подчеркнул Юрий Маркитан.

Заместитель председателя Общественного совета при Минтрансе России Илья Зотов напомнил, что 7 мая Президент РФ подписал указы, в которых обозначены приоритетные задачи в сфере транспортного комплекса. Он отметил, что для СФО особо актуальны две из них: повышение в ближайшие годы авиационной подвижности на 50 процентов и обновление подвижного состава до 85 процентов.

«Параметры национальных проектов еще рассматриваются, важно, чтобы регионы получили развитие», — предложил Илья Зотов.

Проект по развитию в Новосибирской области мультимодальных перевозок «электропоезд + автобус» представил генеральный директор компании «Экспресс-пригород» Вячеслав Невежин. Мультимодальные перевозки облегчают процесс предоставления транспортных услуг, сокращают время в пути и стоимость поездки. Маршрутами можно пользоваться вне зависимости от погодных и дорожных условий. Кроме того, заметил он, при проезде на пригородных поездах и автобусах действуют льготы.

«Мы получили комфорт, безопасность, увеличили частоту связи муниципальных районов с областным центром, распределили пассажиропоток», — сказал спикер.

Тему пассажирских перевозок продолжил исполнительный директор ООО «БратскМанСервис» Максим Тюрюмин. Он подчеркнул, что в Иркутской области уделяется большое внимание реконструкции залов ожидания, развития сервисных центров, обновлению автопарка. Пассажиры ценят повышение качества обслуживания, в том числе появление комфортабельных залов ожидания, — это особенно актуально для северных территорий. Также эксперт затронул тему закупок автобусов на межгородские маршруты.

По его словам, вложения в покупку нового автобуса не окупаются даже за пять лет. Необходимо рассмотреть возможность изменения шкалы оценки критериев при закупке автобусов, увеличив срок эксплуатации, считает он.

Участники круглого стола обратили внимание на необходимость развития в регионах инфраструктуры для туристических автобусов и запуска собственного производства автобусов для туристических поездок. Жители Иркутской области пожаловались на сложности транспортной туристической коммуникации с серными районами области, а также на недостаточное количество льготных поездок в городском пассажирском транспорте, предоставляемым ветеранам труда.

Илья Зотов пояснил, что сегодня данная льгота оплачивается из бюджета субъекта РФ, именно поэтому каждый регион принимает решение о количестве льготных поездок.

«Ситуация должна поменяться, — согласился он. — Предлагаю провести на площадке ОП РФ обсуждение темы льгот в транспорте для разных категорий граждан».

Дискуссия перешла на тему авиаперевозок и развития аэропортовой инфраструктуры. Наработками поделился генеральный директор аэропорта Новокузнецк имени Б.В. Волынова Кирилл Ермаков.

Он отметил динамичный рост пассажиропотока, запуск вечерних и международных рейсов, внедрение мультимодальных перевозок, а также сервиса «Мультимодальный багаж». Тем не менее у предприятия остаются проблемы, для решения которых требуется содействие органов власти, заметил эксперт. Это реконструкция взлетно-посадочной полосы, которая эксплуатируется уже 30 лет и является федеральной собственностью. Для реконструкции необходима федеральная субсидия, говорит эксперт. Кроме того, государственные субсидии требуются для открытия новых направлений внутри страны.

«Чтобы планомерно развивается, было бы правильно сделать долгосрочное планирование субсидий с учетом того, что Сибирь активно развивается», — предложил он.

Большое значение в транспортной системе СФО играет водный транспорт. Президент Общенационального союза индустрии гостеприимства Алексей Волков отметил, что водный транспорт вернулся в список интересов государства: появилось понимание, что необходимо импортозамещение и что нужно решать вопросы связанности регионов по воде. Эксперт обратил внимание, что Прибайкальский национальный парк ограничивает возможности для развития водного транспорта. Эти ограничения касаются и количества людей, допускаемых на эту особо охраняемую природную территорию, и строительства инфраструктурных объектов. Для того чтобы туризм развивался, нужны нормотворческие инициативы, подчеркнул он. Кроме того, необходимо преодолеть несвязность видов транспорта и принять решения, позволяющие создавать круизные решения на Байкале.

Что еще необходимо поправить в законодательстве для развития сферы перевозок и транспортной инфраструктуры СФО, рассказала заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Ольга Золоторева. Она высказалась за проведение мониторинга планирования и реализации мер по обеспечению требований транспортной безопасности, который могли бы проводить уполномоченные компетентные органы совместно с общественными профессиональными объединениями.

 

 

Тема форума «Сообщество» — «Бережно к России: сохранение и развитие потенциала территорий».

Форум «Сообщество» ежегодно проводится Общественной палатой РФ начиная с 2015 года. Это открытая рабочая площадка для гражданских активистов, представителей НКО и просто неравнодушных людей, готовых заниматься социально ориентированной работой.

Задача форума — выявить лучшие региональные и федеральные практики гражданской активности, объединить единомышленников, придать импульс развитию гражданского общества в регионах.

Форум «Сообщество» в соцсети «ВКонтакте».

Следите также за новостями в официальном телеграм-канале ОП РФ.

В 2024 году региональные форумы «Сообщество» также пройдут в Калуге и Магасе. Итоговый форум «Сообщество» состоится в Москве в начале ноября.