Механизмы эффективного взаимодействия университетов с реальной индустрией обсудили на итоговом форуме «Сообщество» в Москве
Широкий спектр вопросов — от масштабных институциональных реформ и изменений до практик внедрения передовых цифровых технологий, включая искусственный интеллект (ИИ) и big data, в учебный и научный процессы — рассмотрели участники дискуссии «Модель высшей школы и науки: архитектура будущего», которая прошла в рамках итогового форума «Сообщество» 31 ноября. Эксперты определили направление развития системы образования и науки, обеспечивающей переход к экономике знаний и технологическому лидерству России.
Участники дискуссии отметили, что за последние 20 лет система высшего образования и науки претерпела глубокую трансформацию на всех уровнях. Кардинально изменились не только модели подготовки кадров, которые стали более гибкими и междисциплинарными, но и приоритеты научно-исследовательской политики, сместившиеся в сторону прикладных и стратегических разработок.
О кадровых прогнозах, образовательных стандартах и трансформации системы образования подробно рассказал модератор, председатель Комиссии ОП РФ по развитию высшего образования и науки Михаил Погосян.
«Тема встречи предусматривает самые разные взгляды на те цели, которые сегодня стоят перед наукой и системой образования для развития экономики нашей страны и решения задач национальной безопасности. Обеспечение технологического лидерства — это большая и комплексная задача, — подчеркнул он. — Мы ориентируемся на стратегию научно-технологического развития, которое определяет основные вызовы. Система образования должна готовить лидеров, способных решать задачи национального масштаба».
Законотворческими инициативами, направленными на занятость населения, целевое поступление в вузы, повышение качества и доступности образования, поделился первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга.
«Для нас Общественная палата и Комиссия по развитию высшего образования и науки является ориентиром и мостом, который соединяет законодателя с обществом. Наш комитет всегда открыт для взаимодействия. В рамках национального проекта “Новые материалы и химия” мы планируем организовать до 2030 года около 300 новых производств, выпуск тысячи химических базовых соединений и осуществить научно-технологический задел», — сообщил спикер.
О формировании уникальной среды, в которой рождаются междисциплинарные команды, создаются технологические стартапы и ведутся прорывные исследования, востребованные реальным сектором экономики, рассказал замминистра науки и высшего образования РФ Андрей Омельчук. Он озвучил цели и задачи, которые стоят перед системой образования, напомнил о государственных программах и федеральных проектах поддержки российских университетов, таких как «Приоритет 2030», «Созвездие сети современных кампусов», и подчеркнул важность регионального развития науки и высшего образования.
«Последнее десятилетие стало периодом трансформации для российской высшей школы. Мы последовательно двигались от привычных моделей к внедрению гибких образовательных траекторий и междисциплинарных подходов, созданию устойчивых партнерств с работодателями и бизнесом, расширению прикладных научных исследований в интересах реального сектора экономики. В этом контексте создание современных кампусов — не просто инфраструктурный проект, а один из ключевых элементов новой экосистемы. Они призваны стать центром притяжения талантливой молодежи и точкой роста для регионов в целом», — отметил Андрей Омельчук.
Как трансформируются и развиваются меры поддержки научных коллективов университетов и научных организаций, рассказал заместитель генерального директора Российского научного фонда Андрей Блинов. Он подчеркнул, что грантовое финансирование, которое осуществляется в рамках гражданского законодательства, является эффективным инструментом поддержки научной деятельности.
«Ключевым фактором для достижения целей технологического лидерства является развитие науки. Все государственные механизмы и инструменты, которые обеспечивают поддержку науки, должны ориентироваться на эту цель. Результаты работ фундаментальной науки — это всеобщее благо. Финансирование прикладных исследований должно осуществляться квалифицированными и заинтересованными заказчиками», — добавил спикер.
О применении ИИ в образовании рассказал ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко. Он сообщил, что в вузе реализуется стратегический технологический проект «Образовательные ИИ-технологии», включающий в себя такие продукты, как тренажеры для будущих педагогов «Эффективный руководитель образовательной организации», «Успех каждого ребенка», «Эффективная коммуникация с родителями», проекты «ИИ-платформа по созданию виртуальных агентов» и «Цифровое зеркало учебного занятия».
Об обновлениях социогуманитарного образования и угрозах безопасности социума, связанных с развлекательным обучением, рассказала член Комиссии ОП РФ по развитию высшего образования и науки Оксана Гаман-Голутвина.
«Трансформация системы образования обусловлена не только необходимостью постоянного обновления контента и модальности образования как инструментом управления будущим, но и масштабным изменением контекста. Меняются способы получения трансляции новых знаний, в том числе в связи с цифровизацией, которая несет не только возможности, но и риски», — сказала член ОП РФ.
Напомним, в 2025 году Общественная палата России отмечает свое 20-летие. Итоговый форум «Сообщество» — ключевое событие юбилейного года. Он прошел в преддверии Дня народного единства в национальном центре «Россия». Тема форума — «Институты гражданского общества: вчера, сегодня, завтра».
Форум «Сообщество» ежегодно проводится Общественной палатой РФ начиная с 2015 года. Это открытая рабочая площадка для гражданских активистов, представителей НКО и просто неравнодушных людей, готовых заниматься социально ориентированной работой.
Форум «Сообщество» в соцсети «ВКонтакте».
Следите также за новостями в официальном телеграм-канале ОП РФ и национальном мессенджере MAХ.
