Будущее российского кино: точки роста

Участники форума «Сообщество» в Вологде обсудили болевые точки и перспективные направления развития российской киноиндустрии

Сегодня непростое, но очень интересное время для российского кино: с отечественного кинорынка ушли западные и американские фильмы, что создало огромный запрос на российское кинопроизводство, но, с другой стороны, обвалило кинопрокат. За последние два года в России закрылось около 200 кинотеатров, при этом доля закрытых залов в летний период в отдельные дни превышала 40 процентов. Об этом рассказали участники круглого стола «Будущее российского кино — точки роста», который прошел 6 октября в рамках форума ОП РФ «Сообщество» в Вологде.

Замещать картины ушедших иностранных студий придется ускоренными темпами. Чтобы удовлетворить спрос зрителей и дать достаточную нагрузку на кинотеатры, необходимо снимать от 350 до 400 фильмов ежегодно, считают эксперты.

Целью круглого стола стало определение болевых точек российской киноиндустрии и выявление точек роста.

Инициаторами и модераторами круглого стола выступили председатель Общественного совета при Министерстве культуры РФ, композитор, профессор Московской консерватории народный артист России Александр Чайковский и член Общественного совета при Министерстве культуры РФ, президент фонда «Живая классика», продюсер, сценарист Марина Смирнова.

Участники обсудили ряд актуальных тем: вопросы авторского права и выплаты авторского вознаграждения, вопросы дистрибуции и развития регионального кино.

Так, эксперты выделили несколько проблем, связанных с профессией сценариста. Президент Гильдии кинодраматургов Союза кинематографистов России Алексей Алешковский, в частности, отметил, что, как это ни абсурдно, профессии сценариста вообще не существует в Общероссийском классификаторе профессий. Другой проблемой, по его мнению, является тот факт, что, хотя по закону авторами аудиовизуальных произведений являются сценаристы, режиссеры и композиторы, дополнительные авторские отчисления (роялти) вследствие юридического казуса получают только композиторы. В этом вопросе необходимо законодательное изменение, подчеркнул Алешковский.

Сценарист Олег Сироткин, в свою очередь, считает, что скоро кинопроизводство столкнется с проблемой искусственного интеллекта и нейросетей и об этом стоит подумать заранее.

Генеральный директор Российского союза правообладателей по правовым вопросам Андрей Савин призвал сценаристов заключать договоры с Российским союзом правообладателей, чтобы отслеживать свои поступления, а также рассказал о том, что для защиты идеи сценария необходимо превратить ее в материальный объект, например оформить в виде синопсиса и отправить себе по почте. Однако полностью проблему плагиата это не решает, уточнил спикер.

Участники встречи подчеркивают, что на сегодняшний день российские продюсеры часто зарабатывают не на прокате, а на производстве. Об этом свидетельствуют цифры Минкультуры России, утверждают они. Так, в прошлом году государство выделило 14 миллиардов на производство фильмов, в прокате было собрано 12 миллиардов. На средства Минкультуры в прошлом году было снято 406 фильмов, в прокат вышло 111.

В связи с этим Алексей Алешковский отметил важность авторского надзора министерства культуры за производством фильмов, получивших господдержку.

Президент Гильдии продюсеров и организаторов кинопроцесса Союза кинематографистов России Филипп Кудряшов рассказал о том, что итоговый вариант фильма в Минкультуры никто не отсматривает, и предложил создать Комиссию по отсмотру фильмов, наделяющую лучшие фильмы статусом социально значимых, которым дается поддержка в прокате.

Председатель Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации Александр Чайковский предложил рассмотреть создание общественной комиссии по отсмотру фильмов, созданных при государственной поддержке.

Режиссер и продюсер Никита Тихонов-Рау предложил оценивать социальные эффекты от контента и отметил, что сейчас критериями эффективности являются охваты аудитории, статистика сборов ЕАИС, оценка художественной ценности (призы на кинофестивалях). Спикер также предложил до конца 2023 года создать рабочую группу, включающую представителей Министерства культуры РФ, Фонда кино, Президентского фонда культурных инициатив, АНО «ИРИ», Государственной думы и Совета Федерации, представителей медиа- и киноиндустрии, НКО и других заинтересованных сторон в целях выработки общих подходов к решению проблемы ценностного воздействия киноконтента на аудиторию и его социальных эффектов.

Участники круглого стола отметили, что сегодня кино — это не слишком значимая для нашей страны отрасль, кино не воспринимается как серьезный бизнес. У нас есть градообразующие заводы, но нет градообразующих киностудий, отметили эксперты и в этой связи обсудили феномен якутского кино.

Так, режиссер якутского кино Дмитрий Кольцов выделил несколько предпосылок для успеха регионального кино на опыте Якутии: кино востребовано на родном для населения региона языке, с местными героями и региональными особенностями, максимальной оптимизацией бюджетов (малобюджетное кино) и поддержкой региональных кинотеатров.

Участники дискуссии — представители вологодской киноиндустрии — отметили, что прокат в региональных кинотеатрах серьезно упростился бы, если бы региональные департаменты культуры смогли выдавать прокатные удостоверения для регионального проката. Такая мера помогла бы и кинотеатрам заполнить сетку проката.

Начальник Департамента культуры Вологодской области Владимир Осиповский рассказал о деятельности по воссозданию кинозалов в отдаленных от столицы населенных пунктах.

Президент Гильдии кинодраматургов Союза кинематографистов России Алексей Алешковский завершил дискуссию мыслью о том, что нужно развивать систему тематических конкурсов историй для поиска сценарного материала, а также сценарных акселераторов как института наставничества, позволяющего развивать короткометражное игровое кинопроизводство в регионах.

Член Общественного совета при Минкульте, президент фонда «Живая классика», продюсер, сценарист Марина Смирнова отметила, что на основе круглого стола в органы госвласти будут направлены запросы и рекомендации, а все тезисы будут подробно проработаны.

«Этот круглый стол — первое мероприятие Комиссии по кинематографии и анимации при Минкультуры России, и он открывает серию больших профессиональных обсуждений в сфере российского кинематографа», — объявила она.

В круглом столе также приняли участие сценарист и преподаватель теории драматургии Олег Сироткин, доктор искусствоведения главный научный сотрудник кафедры кино и современного искусства факультета истории искусства РГГУ Ольга Калугина, режиссер из Якутии Дмитрий Кольцов, заместитель председателя Общественного совета при Минкультуры России Наталья Абалихина, советник генерального директора по устойчивому развитию компании Северсталь Захар Азаров, генеральный продюсер кинофестиваля Voices Илья Ракитин.

 

 

Форум «Сообщество» ежегодно проводится Общественной палатой РФ начиная с 2015 года. Это открытая рабочая площадка для гражданских активистов, представителей НКО и просто неравнодушных людей, готовых заниматься социально ориентированной работой. Форум в Вологде завершает региональную кампанию 2023 года. Итоговый форум «Сообщество» состоится в Москве 2–3 ноября.

Задача форума — выявить лучшие региональные и федеральные практики гражданской активности, объединить единомышленников, придать импульс развитию гражданского общества в регионах.

Тема форума — «Россия. Право быть сильной!».

Форум «Сообщество» в соцсети «ВКонтакте».

Следите также за новостями в официальном телеграм-канале ОП РФ.