Единые стандарты для формирования общественных советов — залог доверия со стороны граждан

На форуме «Сообщество» заявили о необходимости разработки модельного закона, регламентирующего порядок формирования ОС Могут ли общественные советы при региональных органах исполнительной власти быть действенным инструментом общественного контроля, если они формируются самими органами, за деятельностью которых они должны наблюдать? На этот вопрос попытались ответить участники секции «Общественные советы при РОИВ: проблемы и перспективы» на форуме «Сообщество» в Воронеже.

Участники встречи обсудили эффективность действующего порядка формирования и работы общественных советов при органах власти в субъектах РФ, рассмотрели лучшие региональные практики нормативно-правового регулирования и организации работы общественных советов, а также вопросы развития системы общественного контроля.

Член Комиссии ОП РФ по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив модератор дискуссии Александр Терновцов рассказал об основных проблемах, которые на сегодняшний день существуют в области правового регулирования деятельности общественных советов при региональных органах исполнительной власти (РОИВ).

По его словам, если на федеральном уровне деятельность общественных советов проработана до мелочей, определены механизмы их работы, кодекс этики, то на региональном уровне общественные советы выстроены неравномерно, часто по принципу лояльности к органам государственной власти, при которых они сформированы.

«Это, в свою очередь, вызывает недоверие со стороны граждан к работе таких советов. Самое главное, что эту проблему видим не только мы», — отметил Александр Терновцов.

Спикер рассказал, что именно по этой причине ОП РФ вместе с общественными палатами регионов провела исследование, для того чтобы понять, как выстроена нормативно-правовая база в регионах и как формируются общественные советы в каждом из них.

«Учитывая важность нормативного регулирования, мы договорились подготовить модельный закон и дать его регионам. Это очень важно, так как результаты нашего исследования показали, что только в трех регионах Российской Федерации приняты отдельные законы о формировании общественных советов при РОИВ. В других регионах действует внутреннее положение госоргана, в некоторых регионах общественные палаты не участвуют в формировании общественных советов», — подчеркнул Терновцов.

Заместитель руководителя Аппарата ОП РФ Владимир Балашов со своей стороны отметил, что работа общественных советов на федеральном уровне сильно отличается от работы ОС на региональном уровне, в первую очередь поскольку на федеральном уровне разработано достаточное количество нормативных актов, регламентирующих их работу, в том числе и подзаконных.

«Уровень регламентации здесь позволяет принимать определенные решения, влиять на процесс формирования общественных советов. Так как ОП РФ проводит конкурс по отбору членов в каждый общественный совет, это нам позволяет аргументировано принимать решения как по кандидатурам, так и по многим другим вопросам деятельности советов», — рассказал Владимир Балашов.

Тем не менее общественные советы при региональных органах исполнительной власти являются таким же полноправными субъектами общественного контроля, продолжил спикер.

«Отсутствие какого-либо единообразного законного акта затрудняет процедуру формирования и влияет на эффективность работы общественных советов. В большей части субъектов РФ формирование общественных советов осуществляется органами исполнительной власти. Основная их функция — это общественный контроль, а здесь получается, что органы исполнительной власти сами выбирают, кто их будет контролировать. Эффективность такой работы вызывает вопросы», — заявил Владимир Балашов.

Он также рассказал об информационной поддержке, которая на федеральном уровне оказывается общественным советам при их работе. По его словам, все актуальные темы, которые отражены в работе того или иного общественного совета, размещаются на сайте ОП РФ. Это взаимодействие двухстороннее, так как профильные общественные советы также размещают информацию о работе ОП РФ на своих информационных ресурсах, добавил Владимир Балашов, подчеркивая, что, благодаря такому сотрудничеству, достигается хороший уровень информационной открытости.

Спикер подчеркнул, что основное в работе ОП РФ и общественных советов — это взаимодействие по линии обращений граждан. Он отметил, что Аппарат ОП РФ получает в год более 30 тысяч таких обращений.

«Мы их сортируем, передаем в профильные общественные советы и просим предоставить нам обратную связь о том, каким образом эти вопросы решаются», — рассказал Владимир Балашов.

Он также отметил, что для активизации работы общественных советов ОП РФ используется такой инструмент, как составление рейтинга. Общественные советы, в частности, оцениваются по таким параметрам, как открытость и доступность, отметил Владимир Балашов.

По словам председателя комиссии ОП Курской области по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Натальи Непочатых, несмотря на то, что общественные советы являются оплотом работы общественных палат, в субъектах РФ выявлен ряд вопросов, связанных с порядком их формирования.

«У нас существует стандартная практика формирования общественных советов при федеральных органах государственной власти. Право организовывать конкурсы и проводить отбор возлагается на Общественную палату России», — рассказала Наталья Непочатых, ссылаясь на данные исследования, проведенного совместно с ОП РФ.

Она также отметила, что всего шесть регионов РФ при формировании общественных советов применяет типовой Закон об общественном контроле. В большинстве регионов (73), они формируются на основании нормативно-правовых актов органов исполнительной власти, продолжила Наталья Непочатых. Также она подчеркнула, что не во всех регионах общественные палаты оказывают какое-либо влияние на формирование общественных советов. Только в девяти субъектах РФ общественные палаты принимают непосредственное участие в формировании общественных советов, в то время как в 28 субъектах их самостоятельно формируют органы исполнительной власти.

«Можем ли мы в таком случае говорить о непристрастном общественном контроле?» — спросила Наталья Непочатых.

По ее словам, задача участников дискуссии обсудить, кто все-таки должен формировать ОС — органы исполнительной власти или ОП, какими нормативно-правовыми актами должен регулироваться данный порядок и как оптимизировать работу этого высококлассного инструмента для взаимодействия органов власти с обществом.

Председатель ОП Калужской области Оксана Милованова рассказала о том, как регламентирована деятельность общественных советов на территории региона, порядок их действия и роль Общественной палаты.

Она напомнила, что Калужская область была первой их тех, кто еще в 2014 году принял областной закон об общественных советах при органах исполнительной власти Калужской области.

По словам спикера, в организации деятельности общественных советов ОП Калужской области играет значительную роль.

«Наша модель основывается именно на взаимодействии ОП с органами исполнительной власти. Палата направляет предложения о формировании общественных советов в органы исполнительной власти, участвует в проведении конкурса для отбора кандидатов, предлагает на внеконкурсной основе в состав общественных советов своих представителей. Это ресурс доверия к Общественной палате, но также и большая ответственность», — полагает Оксана Милованова.

Среди задач, которые предстоят решить, председатель ОП Калужской области, спикер перечислила стандартизацию работы общественных советов и разработку кодекса этики для их членов.Форум «Сообщество» в Воронеже — первый региональный форум в 2023 году. Это открытая рабочая площадка для гражданских активистов, представителей НКО и просто неравнодушных людей, готовых заниматься социально ориентированной работой.

Главная тема форума — «Традиции и ценности в основе будущего страны».

Задача форума — выявить лучшие региональные и федеральные практики гражданской активности, объединить единомышленников, придать импульс развитию гражданского общества в регионах.

Региональные форумы также пройдут в Якутске, Вологде и Самаре. Итоговый форум «Сообщество» состоится в Москве в начале ноября.

Форум «Сообщество» в соцсети «ВКонтакте».

Следите также за новостями в официальном телеграм-канале ОП РФ.