Необходимы единые рекомендации по формированию общественных советов при органах власти

На форуме «Сообщество» в Вологде эксперты обсудили вопросы формирования и деятельности общественных советов при РОИВ

Лучшие региональные практики нормативно-правового регулирования и организации работы общественных советов представили эксперты панельной сессии «Общественные советы при РОИВ: проблемы и перспективы».

Мероприятие состоялось 6 октября в рамках форума «Сообщество» в Вологде. Эксперты предложили разработать единые рекомендации по формированию общественных советов (ОС) на региональном и муниципальном уровне, в том числе предусмотреть конкурсный отбор членов общественного совета, который, по их мнению, должны проводить региональные общественные палаты.

В среднем в каждом субъекте РФ создано минимум 30 общественных советов при органах исполнительной власти, численность каждого из которых около 10 человек, без учета муниципальных советов. Таким образом, в каждом регионе к работе в ОС привлекается в среднем до 300 экспертов самого высокого уровня.

«Это самая масштабная форма общественного контроля. Кроме того, общественные советы еще и одна из самых эффективных форм взаимодействия гражданского общества и органов власти, подчеркнул модератор встречи, член Комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов Александр Терновцов.

На разницу в работе ОС на федеральном и региональном уровнях обратил внимание заместитель руководителя Аппарата ОП РФ Владимир Балашов. Он отметил, что работа ОС на федеральном уровне регламентируется соответствующими нормативными актами, конкурсный отбор проводит ОП РФ в соответствии с разработанным стандартом, определены четкие критерии работы ОС и контроля за его деятельностью, и если она будет признана неэффективной, у ОП РФ есть право такой совет распустить. Единый стандарт формирования и осуществления деятельности необходим и для ОС при РОИВ и муниципалитетах, считает эксперт.

«Общественный совет не должен быть декоративной структурой, Он выступает в экспертной роли, а в ряде случаев — в роли конструктивного оппонента для ведомства, при котором он создан. Это коммуникатор между гражданским обществом и властью, институт общественного контроля, поэтому нельзя, чтобы контролируемый орган сам формировал совет», — пояснил Владимир Балашов.

Недопустимой считает практику формирования ОС органами власти и заместитель Секретаря ОП РФ Владислав Гриб. Он заявил, что ОС должны формироваться на основе конкурса, который проводит общественная палата субъекта РФ, и предложил разработать единые рекомендации по формированию ОС на региональном и муниципальном уровнях, а также создать при ОП РФ рабочую группу, которая будет осуществлять мониторинг того, как эти рекомендации исполняются. Кроме того, Владислав Гриб предложил ввести рейтинг ОС на региональном и муниципальном уровнях по аналогии с рейтингом ОС при ФОИВ.

«Конечно, этот рейтинг должен быть скромнее: если на федеральном уровне у нас около 100 показателей, то здесь будет достаточно 10–15. Но это хороший инструмент для повышения эффективности работы общественных советов», — сказал он.

Член ОП РФ также заявил о необходимости обучения членов и кандидатов в члены ОС.

«Без повышения уровня знаний в сфере общественного контроля мы только навредим делу», — сказал он.

Опыт формирования и деятельности ОС Вологодской области представил Александр Терновцов. Он рассказал, что в 2011 году в регионе было принято постановление правительства о концепции содействия развитию институтов гражданского общества в Вологодской области, отметив, что далеко не в каждом регионе есть такой документ. А в 2012 году было принято постановление о порядке образования и отдельных вопросах деятельности ОС при органах исполнительной власти.

Всего в Вологодской области существует 53 ОС: 26 региональных и 27 муниципальных. «Это хороший показатель, — считает Терновцов. — Во многих регионах на муниципальном уровне ОС не формируются».

Среди других положительных аспектов Александр Терновцов выделил полноценное нормативно-правовое регулирование; высокую активность при участии в работе советов руководителей и заместителей руководителей органов власти и муниципальных образований; активность общественных советов (всех форм общественного контроля), высокую вовлеченность в проведение общественных экспертиз НПА; полный охват по созданию общественных советов при муниципальных образованиях; положительную практику проведения самооценки эффективности деятельности общественных советов при РОИВ.

«Об этом говорят и результаты аналитического исследования о деятельности общественных советов в Вологодской области, проведенного нами при поддержке Общественной палаты Вологодской области», — подчеркнул Терновцов.

Вместе с тем Александр Терновцов обратил внимание, что Общественная палата Вологодской области не закреплена в качестве организатора формирования ОС. Он также отметил недостаточную вовлеченность молодежи в работу советов. Тем не менее член ОП РФ считает, что опыт региона можно транслировать на федеральном уровне.

Опытом формирования и организации работы ОС поделились и другие участники дискуссии.

Председатель ОС при федеральной службе по надзору в сфере транспорта Владимир Белозеров рассказал о практике вовлечения персонала предприятий транспортного комплекса в работу по общественному контролю. Кроме того, он отметил важность вовлечения в работу ОС отраслевых советов.

Включать общественность в развитие территорий — такую задачу видит перед собой глава Вологодского муниципального округа Сергей Жестяников. По его словам, именно поэтому в структуру ОС входят граждане, инициативные группы, представители социально ориентированных НКО, общественных организаций, территориальных и бизнес сообществ — порядка 60 процентов жителей Вологодского муниципального округа включены в развитие территорий.

Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по экономике и трудовым отношениям, председатель Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей Сергей Черногаев напомнил, что профсоюз тоже является органом общественного контроля. Члены профсоюза железнодорожников входят в состав сразу трех общественных советов — при Минтрансе России, Росжелдоре и Ространснадзоре. Такое взаимодействие, по его мнению, помогает эффективнее включать в работу ОС народную повестку, а также повышает качество общественного контроля.

Эксперты выступили за комплексное вовлечение региональных общественных палат в формирование ОС на региональном и муниципальном уровнях и выработку единых критериев формирования и функционирования ОС.

 

 

Форум «Сообщество» ежегодно проводится Общественной палатой РФ начиная с 2015 года. Это открытая рабочая площадка для гражданских активистов, представителей НКО и просто неравнодушных людей, готовых заниматься социально ориентированной работой. Форум в Вологде завершает региональную кампанию 2023 года. Итоговый форум «Сообщество» состоится в Москве 2–3 ноября.

Задача форума — выявить лучшие региональные и федеральные практики гражданской активности, объединить единомышленников, придать импульс развитию гражданского общества в регионах.

Тема форума — «Россия. Право быть сильной!».

Форум «Сообщество» в соцсети «ВКонтакте».

Следите также за новостями в официальном телеграм-канале ОП РФ.