Профессия «сценарист»: как улучшить качество российского кино

Члены Общественного совета при Министерстве культуры обсудят вопросы развития отечественного кинематографа

Вопросы повышения качества российских фильмов, образования в сфере кино и правового регулирования деятельности авторов аудиовизуального контента обсудят участники круглого стола «Фильм начинается с истории: профессия — сценарист», который пройдет 5 октября в рамках форума «Сообщество» в Вологде.

Модераторами выступят председатель Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации Александр Чайковский и член Общественного совета, президент фонда «Живая классика» Марина Смирнова.

Участники встречи рассмотрят комплекс мер для обеспечения производства высококачественного российского кино. Речь, в частности, пойдет о внесении изменений в действующее законодательство и практику применения нормативно-правовых актов, регулирующих работу авторов аудиовизуального контента — сценаристов и режиссеров, а также получения ими вознаграждения.

Эксперты считают, что одним из важных условий достижения культурного суверенитета России является возвращение зрительской любви к отечественному кино. Министерством культуры многое делается в этом направлении, но еще большее предстоит сделать. Так, в прошлом году Минкультуры России году выделило 14 миллиардов на производство фильмов. В прокате собрано 12 миллиардов, таким образом, фильмы в настоящий момент себя не окупают. На средства Минкультуры было снято 406 фильмов, в прокат вышло 111.

Общепризнанно, что львиная доля успеха киноленты заключается в хорошем сценарии. Однако на сегодняшний день профессии «сценарист» не существует, так как она не внесена в реестр профессий — Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР). И это не единственная проблема людей, которые в силу своего призвания, таланта и специального образования хотели бы сосредоточиться на написании сценариев к фильмам, подчеркивают эксперты.

Автор сценария создает продукт по заказу продюсера или по собственному желанию. Сценарии, созданные по вдохновению, порой являются шедеврами, которые приносят успех кинокартине. Но вклад сценариста в успех фильма не компенсируется адекватно — ни морально, ни материально. Например, по закону автор аудиовизуального контента — это режиссер, сценарист и композитор, а роялти получает только композитор. В законе об авторском праве необходимо предусмотреть обязательным выплату роялти авторам сценария. Сценаристы также отмечают непрозрачность авторских отчислений Российским союзом правообладателей.

Одной из мер повышения качества фильмов, по мнению авторов аудиовизуальной продукции, является необходимость регламентировать условия госфинансирования на производство кинофильмов — его должны получать кинокомпании, к созданию сценария которого привлечен сценарист, получивший образование в профильном государственном вузе либо в коммерческом вузе, прошедшем сертификацию. Это оградит производителей кинопродукции и зрителей от авторов, далеких от профессии, которые не в состоянии создать сценарий уровня, соответствующего лучшим современным образцам.

Кроме того, считают эксперты, важным в процессе воссоздания фонда российских сценаристов и повышения квалификации профессиональных сценаристов является распространение практики выделения Минкультуры России материальных средств дебютантам-режиссерам, которые учились в течение последних пяти лет, на дебютантов-сценаристов.

Отдельной темой обсуждения круглого стола станет использование в сценарной практике нейросетей.

«Наш общественный совет уже год занимается вопросами образования в творческих вузах. После указа Президента РФ о том, что мы должны выйти из Болонского процесса, что мы воспринимаем с большим воодушевлением, в творческих вузах изучаются вопросы, связанные с тем, куда нас этот процесс завел. Ведь, как очень правильно сказал Владимир Владимирович Путин, изучать эти вопросы нужно грамотно. Помимо негативных факторов, существуют и позитивные, от которых отказываться не нужно. На нашей встрече мы обсудим эти вопросы, а также проблемы положения молодых кинематографистов, методы улучшения качества и увеличения числа фильмов, ведь в связи с санкциями у нас оборвалась возможность показывать зарубежное кино», — комментирует предстоящее мероприятие Александр Чайковский.

Он также сообщил, что на площадке форума будут обсуждаться вопросы образования в сфере кино.

«Самое слабое место нашего кино — очень небольшое количество действительно интересных и грамотно написанных сценариев. Я с большим интересом жду нашего заседания и надеюсь услышать интересные предложения, которые внесут свою лепту в улучшение нашего кино», — говорит Чайковский.

Форум «Сообщество» ежегодно проводится Общественной палатой РФ начиная с 2015 года. Это открытая рабочая площадка для гражданских активистов, представителей НКО и просто неравнодушных людей, готовых заниматься социально ориентированной работой. Форум в Вологде завершает региональную кампанию 2023 года. Итоговый форум «Сообщество» состоится в Москве 2–3 ноября.

Задача форума — выявить лучшие региональные и федеральные практики гражданской активности, объединить единомышленников, придать импульс развитию гражданского общества в регионах.

Регистрация участников

Для аккредитации СМИ необходимо отправить заявку на адрес электронной почты пресс-службы Общественной палаты РФ: press@oprf-media.ru.

Тема форума — «Россия. Право быть сильной!».

Программа форума ОП РФ «Сообщество»

Форум «Сообщество» в соцсети «ВКонтакте».

Следите также за новостями в официальном телеграм-канале ОП РФ.